В стране геометрических фигур

4
119

В стране геометрических фигур» (познавательно-исследовательская деятельность( РЭМС)). Старшая группа

 

Черниговских Е.В.,

Муляр Н.В

воспитатели

МБДОУ ДС №10

«Светлячок», г.Старый Оскол

 

 

Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ

Основная образовательная  цель:

сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы)

Новое знание = детское «открытие»:

чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать:

повторить названия объемных геометрических фигур; повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер); тренировать умение понимать и использовать символы, актуализировать представления о таблице

Причина затруднения:

не знаем, как по одной стороне определить объемную фигуру

Цель деятельности по преодолению затруднения:

узнать, как определить объемную фигуру (например, по ее изображению).

 

ЦЕЛЬ:

1) сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы);

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;

3) повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;

4) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;

5) тренировать мыслительные операции  – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

  • Карточки с изображением символов;
  • Образец – таблица;
  • Паспорта объемных геометрических фигур;
  • Геометрические плоскостные фигуры, тела, модули;
  • Детские фотоаппараты, 2 обруча

Раздаточный:

  • таблицы;
  • геометрические фигуры;
  • карточки-паспорта объемных геометрических фигур.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ       

         1.Введение в игровую ситуацию.

          Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать готовность оказывать помощь другим.

          Воспитатель собирает детей вокруг себя.

         -Дети, я знаю, что вы много путешествуете со своими родителями. В каких странах вы уже побывали? (Турция, Египет, Болгария, Греция) Но я точно знаю, что вы не были в одной стране. Это необычная Страна геометрических фигур. А сегодня я получила письмо от жителей этой страны. Вот, что они пишут: « Дорогие ребята! В нашей стране произошло чрезвычайное происшествие: сильный ураган разрушил дома, унес документы жителей и мы  просим вас о помощи».

– Ну как? Вы готовы оказать помощь, расселить жителей по новым домам? (Да)

 

  1. Актуализация знаний.

         2.1. Игра «Найди медальон»

         Дидактические задачи:

  • повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память.

– В страну геометрических фигур можно попасть с помощью волшебных медальонов, которые вы найдете согласно карточке с символами, обозначающие свойства фигуры.

На одном столе лежат карточки с символами, на другом медальоны с изображением геометрических фигур. Дети по карточке находят себе медальон, одевают его. Воспитатель проверяет правильность выбора, уточняет, почему ребенок выбрал именно этот медальон.

          – Ребята, давайте встанем в круг и произнесем заклинание: «Один, два, три – в страну волшебную лети!»

           Дети произносят слова, звучит «космическая» музыка.

           – Вот мы в стране геометрических фигур.

 

2.2 Игра «Засели жильцов»

Дидактические задачи:

  • ) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.

 

– Дети, ураган разрушил дома геометрических фигур, давайте их заселим в новые квартиры.

– Как называются дома в стране геометрических фигур? (Таблицы)

– Давайте вспомним, как называются этаж?(Строка) Верно, строка (первая, вторая).

– Как называется подъезд? (Столбик) Правильно, столбик (первый, второй, третий?        

–  Какие фигуры будут жить на первой, второй строке? (маленькие, большие)

– В каком столбце расположены квадраты, круги, треугольники, прямоугольники? (в первом, втором, третьем, четвертом)

Дети садятся за столы и самостоятельно  раскладывают фигуры.

 

3.Затруднение в игровой ситуации.

3.1 Игра «Фотографы»

Дидактические задачи:

  • создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об особенностях объемных геометрических фигур;
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.

 

Воспитатель собирает детей около себя детей.

– Ребята, вы заселили одни геометрические фигуры в квартиры. А вот у других фигур пропали документы – паспорта. Необходимо их восстановить. В паспорте всегда есть фотография. Поможете фигурам сфотографироваться?

Дети берут  детские фотоаппараты и «фотографируют» объемные фигуры, стоящие на столе (куб,  конус, цилиндр, призма)

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и просит подобрать фотографию каждой фигуре. Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и призмы.

 – Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли)

         – Почему не смогли? (Одна и та же  фотография подходит к разным фигурам)

-А что мы можем сделать, чтобы помочь фигурам?

Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит их к тому, что  необходимо сфотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.

 

4.Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  • сформировать опыт определения объемной фигуры, чтобы точно определить объемную фигуру надо рассмотреть её со всех сторон;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  • тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

 

-Как нужно сфотографировать фигуры, чтобы видны были их отличия?

Выслушиваются все предположения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.

– Чем отличаются цилиндр и призмы?

В завершении обсуждения делается вывод: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон.

Воспитатель показывает детям цилиндр.

– Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает торец с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга)

Затем воспитатель показывает детям рисунок паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это – паспорт цилиндра.

Воспитатель предлагает детям разбиться на пары: один фотографирует стороны фигуры, второй её поворачивает, потом меняются местами. Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии-паспорта фигур.

 

  1. Включение нового знания в систему знаний.

         5.1Игра «Найди паспорт»

Дидактические задачи:

  • закрепить представления об объемных геометрических фигур, умение соотносить плоские геометрические фигуры с объемными телами;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитатель предлагает детям вручить паспорта всем жителям страны геометрических фигур. 

Дети берут паспорта и находят соответствующую фигуру (куб, цилиндр, призму, конус) из объемного конструктора, объясняют свой выбор.

5.2 Игра «Не ошибись»

Дидактические задачи:

  • организовать активный отдых детей;
  • закрепить классификацию геометрических фигур по цвету, форме, размеру;
  • развивать ориентировку в пространстве.

Воспитатель кладет на ковер 2 обруча разного цвета (например красный и желтый). На столе лежат разные по объему, цвету, размеру геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям  взять одну любую фигуру и объясняет правила игры.

– Дети вы будете танцевать под музыку. Как только музыка прекращает играть, вы занимаете место в обручах. Каким фигурам, куда стать я буду говорить, будьте внимательны.

Дети начинают произвольно двигаться.

– Большие фигуры в красный обруч, маленькие в желтый (синие-зеленые, плоскостные- объемные)

 

          6.Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Где вы сегодня побывали?

– Чем вы смогли помочь фигурам? ( мы расселили плоскостные фигуры по новым квартирам и сделать новые паспорта объемным фигурам)

– Почему вы смогли помочь фигурам? (чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон).

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня помогли жителям страны геометрических фигур заселиться в новые квартиры, узнали, чем отличаются объемные фигуры от плоскостных, восстановили паспорта,  построили  дома,

– Дети, я дарю вам волшебные медальоны, которые вас всегда могут перенести в страну геометрических фигур. А теперь нам пора возвращаться назад.

Дети образуют круг и говорят слова «Один, два, три – Лети!»

Скачать (DOCX, 70KB)

Скачать (DOCX, 92KB)

Скачать (PPTX, 286KB)

 

В гости к Царице Арифметике

4 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь