В стране геометрических фигур» (познавательно-исследовательская деятельность( РЭМС)). Старшая группа
Черниговских Е.В.,
Муляр Н.В
воспитатели
МБДОУ ДС №10
«Светлячок», г.Старый Оскол
Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ
Основная образовательная цель:
сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы)
Новое знание = детское «открытие»:
чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать:
повторить названия объемных геометрических фигур; повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер); тренировать умение понимать и использовать символы, актуализировать представления о таблице
Причина затруднения:
не знаем, как по одной стороне определить объемную фигуру
Цель деятельности по преодолению затруднения:
узнать, как определить объемную фигуру (например, по ее изображению).
ЦЕЛЬ:
1) сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы);
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
3) повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;
4) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;
5) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
- Карточки с изображением символов;
- Образец – таблица;
- Паспорта объемных геометрических фигур;
- Геометрические плоскостные фигуры, тела, модули;
- Детские фотоаппараты, 2 обруча
Раздаточный:
- таблицы;
- геометрические фигуры;
- карточки-паспорта объемных геометрических фигур.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать готовность оказывать помощь другим.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
-Дети, я знаю, что вы много путешествуете со своими родителями. В каких странах вы уже побывали? (Турция, Египет, Болгария, Греция) Но я точно знаю, что вы не были в одной стране. Это необычная Страна геометрических фигур. А сегодня я получила письмо от жителей этой страны. Вот, что они пишут: « Дорогие ребята! В нашей стране произошло чрезвычайное происшествие: сильный ураган разрушил дома, унес документы жителей и мы просим вас о помощи».
– Ну как? Вы готовы оказать помощь, расселить жителей по новым домам? (Да)
- Актуализация знаний.
2.1. Игра «Найди медальон»
Дидактические задачи:
- повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память.
– В страну геометрических фигур можно попасть с помощью волшебных медальонов, которые вы найдете согласно карточке с символами, обозначающие свойства фигуры.
На одном столе лежат карточки с символами, на другом медальоны с изображением геометрических фигур. Дети по карточке находят себе медальон, одевают его. Воспитатель проверяет правильность выбора, уточняет, почему ребенок выбрал именно этот медальон.
– Ребята, давайте встанем в круг и произнесем заклинание: «Один, два, три – в страну волшебную лети!»
Дети произносят слова, звучит «космическая» музыка.
– Вот мы в стране геометрических фигур.
2.2 Игра «Засели жильцов»
Дидактические задачи:
- ) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.
– Дети, ураган разрушил дома геометрических фигур, давайте их заселим в новые квартиры.
– Как называются дома в стране геометрических фигур? (Таблицы)
– Давайте вспомним, как называются этаж?(Строка) Верно, строка (первая, вторая).
– Как называется подъезд? (Столбик) Правильно, столбик (первый, второй, третий?
– Какие фигуры будут жить на первой, второй строке? (маленькие, большие)
– В каком столбце расположены квадраты, круги, треугольники, прямоугольники? (в первом, втором, третьем, четвертом)
Дети садятся за столы и самостоятельно раскладывают фигуры.
3.Затруднение в игровой ситуации.
3.1 Игра «Фотографы»
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об особенностях объемных геометрических фигур;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.
Воспитатель собирает детей около себя детей.
– Ребята, вы заселили одни геометрические фигуры в квартиры. А вот у других фигур пропали документы – паспорта. Необходимо их восстановить. В паспорте всегда есть фотография. Поможете фигурам сфотографироваться?
Дети берут детские фотоаппараты и «фотографируют» объемные фигуры, стоящие на столе (куб, конус, цилиндр, призма)
Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).
Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и просит подобрать фотографию каждой фигуре. Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и призмы.
– Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли)
– Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам)
-А что мы можем сделать, чтобы помочь фигурам?
Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит их к тому, что необходимо сфотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать опыт определения объемной фигуры, чтобы точно определить объемную фигуру надо рассмотреть её со всех сторон;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Как нужно сфотографировать фигуры, чтобы видны были их отличия?
Выслушиваются все предположения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.
– Чем отличаются цилиндр и призмы?
В завершении обсуждения делается вывод: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон.
Воспитатель показывает детям цилиндр.
– Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает торец с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга)
Затем воспитатель показывает детям рисунок паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это – паспорт цилиндра.
Воспитатель предлагает детям разбиться на пары: один фотографирует стороны фигуры, второй её поворачивает, потом меняются местами. Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии-паспорта фигур.
- Включение нового знания в систему знаний.
5.1Игра «Найди паспорт»
Дидактические задачи:
- закрепить представления об объемных геометрических фигур, умение соотносить плоские геометрические фигуры с объемными телами;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель предлагает детям вручить паспорта всем жителям страны геометрических фигур.
Дети берут паспорта и находят соответствующую фигуру (куб, цилиндр, призму, конус) из объемного конструктора, объясняют свой выбор.
5.2 Игра «Не ошибись»
Дидактические задачи:
- организовать активный отдых детей;
- закрепить классификацию геометрических фигур по цвету, форме, размеру;
- развивать ориентировку в пространстве.
Воспитатель кладет на ковер 2 обруча разного цвета (например красный и желтый). На столе лежат разные по объему, цвету, размеру геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям взять одну любую фигуру и объясняет правила игры.
– Дети вы будете танцевать под музыку. Как только музыка прекращает играть, вы занимаете место в обручах. Каким фигурам, куда стать я буду говорить, будьте внимательны.
Дети начинают произвольно двигаться.
– Большие фигуры в красный обруч, маленькие в желтый (синие-зеленые, плоскостные- объемные)
6.Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Где вы сегодня побывали?
– Чем вы смогли помочь фигурам? ( мы расселили плоскостные фигуры по новым квартирам и сделать новые паспорта объемным фигурам)
– Почему вы смогли помочь фигурам? (чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон).
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня помогли жителям страны геометрических фигур заселиться в новые квартиры, узнали, чем отличаются объемные фигуры от плоскостных, восстановили паспорта, построили дома,
– Дети, я дарю вам волшебные медальоны, которые вас всегда могут перенести в страну геометрических фигур. А теперь нам пора возвращаться назад.
Дети образуют круг и говорят слова «Один, два, три – Лети!»
Хороший материал
Спасибо! Надеемся, что пригодится в работе!!!
Хороший материал!!!
Спасибо!!! Очень полезный и интересный материал!!