Голубова Светлана Владимировна
Зыбина Наталья Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция – 15. Трудовое воспитание
Название – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие задачи:
- Формирование предпосылок трудовой деятельности
- Формирование трудовых навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Воспитание положительного отношения к труду взрослых.Формирование интереса к труду взрослых. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда. Воспитание стремления оказывать посильную помощь.
- Воспитание личности ребёнка. Воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность). Воспитания трудолюбия (готовность включаться в труд). Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба и т.д.)
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Принцип развивающего образования (системность и последовательность).
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий).
- Принцип интеграции (взаимодействие образовательных областей).
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Условия организации труда детей:
Создание мотивации трудовой деятельности. Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда. Подбор оборудования для труда. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера. Демонстрация заинтересованности педагога. Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка. Поощрения в процессе и по результатам труда. Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
ФГОС ДО предполагает следующие виды детского труда:
- Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
- Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);
- Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы: поручения; дежурства; совместный труд.
Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие. В свою очередь поручения бывают: индивидуальные, подгрупповые, коллективные, кратковременные, длительные, отсроченными по времени, простые и сложные.
Дежурство – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные.
Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- – договариваются о разделении труда
- – помогают друг другу (в случае необходимости)
- – болеют за качество общей, совместной работы.
Коллективный труд может быть общим – группе детей поручается общее дело и совместный – дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним.
Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.
Список литературы:
- ФГОС ДО
- Л.В. Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Т.С.Комарова Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2007.