ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

0
345

Астафьева Любовь Ивановна
Плохута Ольга Сергеевна
Сидельникова Татьяна Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка»
п. Борисовка Белгородская область

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
мастер класс для педагогов ДОУ

Цель: Использовании пальчиковой гимнастики с элементами фольклора для речевого развития младших дошкольников.

Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму родного языка. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Предлагаемые пальчиковые игры для младшего дошкольного возраста на основе фольклорного материала

1.На двери висел замок.

материалы в печатный сборник 

На двери висел замок (малыши повторяют за вами ваши движения).

Да никто открыть не мог (соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите).

Потянули (не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны)

Покрутили (не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой).

Постучали (не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга).

И открыли (расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны).

2.Бабушкины пирожки

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать: (возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке)

И Тимоша приходи,

И Антоша приходи,

Да и Проша приходи

И Митрошу приводи (положите ладонь малыша тыльной стороной вверх на свою левую ладонь, а правой рукой по очереди поднимайте по одному пальчику малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе)

А уж Ванечка,

Моя лапочка,

Ну пожалуйста! (Дойдя до мизинца, поднимите его и потеребите за кончик несколько раз)

Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать: (Снова возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке)

И Тимоше пирожок,

И Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок, (положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого)

А уж Ванечке,

Моей лапочке,

Мятный пряничек! (Дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз)

Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать: (Возьмите правую ручку малыш и помашите ей, словно он прощается)

Прощевай Тимоша,

Прощевай Антоша,

Прощевай и Проша

Да и ты, Митроша. (Положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди загибайте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого)

А уж Ванечка, моя лапушка,

Посиди еще вместе с бабушкой. (Дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз).

3.Птички-невелички

Птички-невелички

По небу летели (скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями)

Птички-невелички

На ладошку сели (накройте своей ладонью ладошку малыша)

Будем птичек привечать,

Будем птичек величать (погладьте его ладошку своей несколько раз)

А воробушка узнаем,

Сразу милого поймаем (погрозите ладошке малыш указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак)

Будет петь для деточки

В золоченой клеточке (соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку).

Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т. д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:

Ой, беда! Ой, беда!

Улетела навсегда!

За гору высокую,

За реку широкую. (соедините руки ладонями над головой)

Разведите их в разные стороны.

Если же «птичка» попалась, скажите:

А-а, попалась птичка,

Птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки

В золоченой клеточке! (удерживая кончик пальчика, немного потеребите его)

Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться с ним ролями.

Вывод.

Таким образом, очень важно использовать фольклор и пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь