ООД по обучению грамоте в подготовительной группе. Слог.

Слог.

Задачи: знакомить детей по слогообразующей ролью гласных. Дать представление о слоге. Упражнять в выделении ударного слога и ударной гласной на схемах слов.

Оборудование: персонажи кукольного театра: кукла, утка, лиса, счетные палочки, схемы слов: один слог, два слога, три слога.

Ход ООД.
За ширмой игрушки: кукла, утка, лиса.
Куклы в большом замешательстве, они не могут жить спокойно. В словах-названиях исчезли гласные звуки. Нас никто не может назвать, потому что вместо слов слышится только кряхтенье и шипенье.
Воспитатель озвучивает кукольных героев.
Вот как это звучит: к-кл-, -тк-, л-с-.

Воспитатель предлагает детям помочь игрушкам вспомнить какие-нибудь гласные и пропеть их. Воспитатель показывает буквы, дети их пропевают: а, о, у, э, и, ы. воспитатель предлагает вставить буквы в слова. Дети вставляют гласные в слова и произносят их целиком и по слогам нараспев: у-у-ут-к-а-а-а, к-у-у-у-к-л-а-а, л-и-и-и-с-а-а-а.

Сегодня мы узнает секрет, которые есть у слов. Послушайте, как я произнесу эти слова: утка, ут-ка; кукла, кук-ла; лиса, ли-са.
Воспитатель предлагает детям определить, в чем разница произнесения? Подводит детей к тому, что слова можно произносить целиком и по частям. Предлагает детям произнести слова по слогам. Вмести, с детьми определяет: сколько гласных, столько и частей.

Две части – две гласные. Гласные и согласные звуки в слове дружат. Гласные помогают произносить слово целиком: утка, кукла, лиса.
Индивидуальные и хоровые ответы.

Рекламное сообщение     

По частям: ут-ка, кук-ла, ли-са.
Индивидуальные и хоровые ответы.

Такие части будем называть слогами.
Хоровое и индивидуальное повторение нового термина.

Делить слова на части умеют, даже герои мультфильмов. Послушайте историю.
Слайд №1 (картинка дядя Федор). Как зовут этого героя? Однажды дядя Федор решил учить Кота Матроскина делить слова на части. Как называются эти части? «А как это на части?» – спрашивает кот. «Я не знаю, как это делать».

Слайд №2 (картинка луна). Что это? «Послушай, — говорит дядя Федор, как я буду произносить слово «луна» по слогам: лу-на, — и повторяй».
Дети повторяют за дядей Федором сначала хором, а потом индивидуально.
Назовите в слове первую часть, потом вторую. Теперь в каждом слоге протяжным голосом произнесите гласные звуки. В каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вот схема слова «луна». В ней два прямоугольника – значит два слога.

Слайды №№3 — 5 (картинки осень, рыба, липа). Аналогично дети работают со словами «осень», «рыба», «липа».
Дядя Федор спрашивает: «Какие бывают слова?» «Это значит, в словах может быть не два слога, а больше. Если ты, Матроскин, узнаешь, сколько слогов в слове собака, то получишь целую кружку молока».

Слайд №6 (картинка собака). Для того, чтобы легче было считать слоги, мы будем использовать счетные палочки. Произнесите это слово по слогам. Теперь произнесите первый слог – положите одну палочку. Произнесите второй слог – положите еще одну палочку. Произнесите третий слог – положите еще одну палочку. Сколько палочек – столько и слогов в слове собака. Вот схема слова «собака». В ней три прямоугольника – значит три слога.
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему.

Слайд №7. Не рябина, не калина, а с колючками…
Клик (картинка малина).
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему.

Слайд №8. Паслась корова далеко, чтоб дать детишкам…
Клик (картинка молоко).
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему..

Слайд №9. В белом сарафане, встала на поляне, летели синицы, сели на косицы.
Клик (картинка береза).
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему..
Мы положили три палочки, потому что в слове «малина», «молоко», «береза» три слога, значит три гласных звука.
Индивидуальные ответы детей.

Сегодня мы узнали, сколько может слогов в слове? Как вы думаете, есть ли слова, в которых только один слог?

Слайд №10. Нашел я зонтики в лесу, домой в корзине их несу.
Клик (картинка гриб).
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему.
Мы положили одну палочку, потому что в слове «гриб», один слог, значит один гласный звук.

Слайд №11. Диких животных — в нем перевес, все потому, что дремучий там.
Клик (картинка лес).
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему.
Мы положили одну палочку, потому что в слове «лес», один слог, значит один гласный звук.

Слайд №12. По нему идут, он и там и тут, он в твоей квартире, в школе, в бане, в тире. И запомнить так легко: он всегда под потолком!
Клик (картинка пол).
Дети выполняют задание, определяют количество слогов и подбирают нужную схему.
Мы положили одну палочку, потому что в слове «пол», один слог, значит один гласный звук.

Сейчас вы попробуете определить, какой гласный звук встречается в каждом слоге. Вспомним слова, с которыми познакомился Матроскин.

Слайд №13 (картинка луна). В слове луна два слога. В первом слоге гласный звук у,
Клик №1. (буква У), во втором слоге гласный звук а.
Клик №2. (буква А).

Слайд №14 (картинка рыба). В слове рыба два слога. В первом слоге гласный звук ы,
Клик №1. (буква Ы), во втором слоге гласный звук а.
Клик №2. (буква А).

Слайд №15 (картинка малина). В слове малина три слога. В первом слоге гласный звук а,
Клик №1. (буква А), во втором слоге гласный звук и.
Клик №2. (буква И), в третьем слоге гласный звук а,
Клик №3 (буква А).

Слайд №16 (картинка гриб). В слове гриб один слог. В слоге гласный звук и,
Клик (буква И).

Вот сегодня мы и познакомились с секретом, который есть у слов. Слова можно разделить на слоги. Невозможно произносить слова без гласных звуков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь