РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ – ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА  С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хаустова Анастасия Раймондовна
воспитатель
Цветкова Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 12 «Ёлочка»
Старооскольского городского округа

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
СЕНТЯБРЬ – 2023

Рисование пластилином, пластилиновая живопись, в дошкольном учреждении считается одним из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования.

Но стоит отметить, что в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые, в первую очередь, положительно влияют на формирование и развитие художественно-эстетического восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

Эффективность данной работы с пластилином и его влияние на развитие творческих способностей отмечали многие авторы, исследующие данную тему (Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова, О. В. Григорьева и др.).

Отмечается наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук ребенка (ладони, пальцев, кисти), зрительное восприятие, способствует развитию таких психических процессов, как внимание, память мышление, воображение, и, что очень важно, речь.

Рекламное сообщение     

Работа в данном направление может считаться наиболее эффективной, если:

  • Педагог владеет методикой проведения пластилиновой живописи;
  • Создаются все необходимые условия для проведения деятельности в данном направлении;
  • Ведётся тесная работа с родителями воспитанников.

В процессе работы с детьми решаются задачи развития:

  • Детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
  • Последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства;
  • Сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры;
  • Устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

Задачи

  • воспитывать бережное отношение к произведениям искусства;
  • дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов (объектов) в линейной и воздушной перспективе;
  • совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз;
  • формировать у детей различные способы и приёмы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы;
  • развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников;
  • учить видеть прекрасное вокруг;
  • высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное – через искусство и ознакомление с окружающим – в собственную эстетическую и художественную деятельность;
  • формировать образное мышление при восприятии цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
  • В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею у детей дошкольного возраста:
  • развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное);
  • совершенствуются память (образная, словеснологическая, двигательная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия. В результате изучения данного раздела ребенок может знать: – этапы работы, – способы работы с пластилином, уметь:
  • воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
  • видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетические проявления;
  • передавать характерные признаки, пропорции, сочетания;
  • выделять композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции;
  • выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф и налепы в изображении;
  • владеть техникой работы по пластилиновой живописи;
  • видеть и изображать фактуры предметов с помощью пятна, линий, штрихов, точек и их сочетаний;
  • создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно разнообразить средства художественной выразительности и изобразительный материал;
  • давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства.
  • самостоятельно выполнять задуманное,
  • планировать свою работу и доводить замысел до конца.

Занятия пластилиновой живописью, это прекрасная возможность для детей дошкольного возраста проникнуть в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого, формировать в себе потребность создавать самостоятельно продукты эстетической значимости, а также это возможность для развития мелкой моторики пальцев рук и подготовка руки к письму. Занятия рекомендуется проводить в коллективе 5—7 человек, с оптимальной продолжительностью 30—35 минут.

Список литературы:

  1. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». – СПб «Каро», 2009.-234 с.
  2. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.-128 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь