Советы логопеда по развитию речи

0
885

Сегидина Ольга Юрьевна
Чуева Анна Сергеевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС комбинированного вида № 16
г. Белгорода

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г. 

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет улыбаться. И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а втрое – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

материалы в печатный сборник 

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, то есть начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов – и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык, должен достаточно, хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Чтобы избежать появления недостатков произношения (либо смягчить их характер и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Потому что недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Поначалу артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в тот или иной момент артикуляции (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку приходится через зрительное восприятие приобретать этот автоматизм, постоянно упражнять. Советую не огорчаться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых. Предлагаю попробовать повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Заниматься следует ежедневно по 10 – 15 минут.

  1. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху – вниз работает только язык.
  2. «Фокус»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу та, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа, воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит наверх.
  3. «Чашечка»: рот широко открыт, широкий язык поднят верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
  4. «Грибок»: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот, губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения, рот надо стараться открывать шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
  5. «Присоси конфетку»: положить кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними зубами.
  6. «Заборчик». Улыбнуться, показать зубы и удерживая губы в улыбке под счет (1-5-10).
  7. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении под счет (от 1 до 10).
  8. «Заборчик – трубочка». Чередовать положение губ в улыбке и трубочкой.
  9. «Окошко». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот (верхние и нижние зубы видны), удерживая рот открытым под счет 1-10, сомкнуть зубы.
  10. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащие перед ребенком ватный шарик, загоняя его между 2 кубиками, стоящими впереди на столе.
  11. «Наказать непослушный язык». Приоткрыть рот, спокойно положить язык ни нижнюю губу и, пошлепать его губами, поизносить звуки «ля-ля-ля» под счет от 1-10.
  12. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 10.
  13. «Кто дальше загонит мяч». Улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.
  14. «Пароход». Приоткрыть рот и длительно поизносить звук «Ы» (как гудит пароход).
  15. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы – как бы поглаживать ее назад, стараясь не отрывать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «БЛ – БЛ».
  16. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать от 1-5. так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
  17. «Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытцами).
  18. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая языком движения вперед-назад.
  19. «Чьи зубы чище?». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языка из стороны в сторону.
  20. «Барабанщик». Улыбнуться, приоткрыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: «Д-Д-Д-Д», с начала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстряя темп.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук «Р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «Р».

Упражнения по работе над речевым дыханием.

«Кораблики». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

«Игрушки». Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.

«Забей гол». Делаем из ваты «Футбольный мяч», ставит «ворота» (ворота можно сделать из различных кубиков, палочек и брусочков), просим ребенка задуть мяч из ваты в ворота.

«Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте 150 грамм воды, и вставить в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливает выдох – он кипит, еще усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем, плечи не поднимаются.

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь