ТЕАТАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
2174

Матвейчук Надежда Петровна
Володина Ирина Анатольевна
Воспитатели
МБДОУ ДС № 37 “Соловушка”
Старооскольского городского округа

 

ТЕАТАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

Аннотация: в  статье раскрыты аспекты театрализованной деятельности и ее роли в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Рассмотрены этапы и основные приемы работы  по подготовке и проведению театрализованной деятельности в ДОУ

Рекламное сообщение     

 

Ключевые слова: дошкольник, театрализованная деятельности, сказка, инсценировка, духовно-нравственное воспитание, культура.

 

Одной из важнейших задач  современного  общества  является возрождение культурных и духовно-нравственных ценностей. А так как дошкольное образование является первой ступенью в системе образования, поэтому именно оно берет на себя задачу в воспитании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Первые представления о человеческих взаимоотношениях ребенок получает,  наблюдая за поведением  окружающих его взрослых. Взаимоотношения с другими людьми и сверстниками ребенок выстраивает именно по образцу, продемонстрированному взрослыми. Поэтому, чем более гуманно и справедливо ведут себя взрослые по отношению к детям, тем больше вероятности, что ребенок будет расти духовно и нравственно развитым.

Наиболее эффективный метод,  направленный на развитие духовно-нравственного воспитания  – это театрализованная  деятельность. Именно  театрализованная деятельность способствует эмоционально-чувственному «наполнению» отдельных духовных и нравственных понятий и помогает воспринять их не только посредством ума, но  и сердца, пропуская их через свою душу и делая  правильный моральный выбор.

 К театру детей дошкольного возраста мы приобщаем через чтение  и показ инсценировок по мотивам различных художественных произведений, в  большинстве своем это сказки, поскольку сказки вызывают живой интерес ребенка любого возраста и они доступны детскому восприятию.  Дружбе учат сказки, «Зимовье зверей», «Теремок» «Жихарка», дружелюбие и трудолюбие развивает сказка «Репка», «Морозко», «Золушка», быть осторожным  и вежливым учит сказка «Маша и медведь», «Три медведя», послушанию и уважению к старшим учит сказка «Гуси Лебеди». Сказки высмеивают такие черты характера как хвастовство «Заяц-хваста», «Лиса и дрозд», трусость – «У страха глаза велики», хитрость – «Лиса и волк» и т.д. Сказочный жанр – это самая благодатная почва для «взращивания» представлений о зле и добре, что помогает детям  выработать определенное нравственное отношение к жизни.

Реализовывая задачи по духовно-нравственному воспитанию посредством театральной деятельности, мы основываемся на принципах систематичности и поэтапности. Первый этап – это  преодоление  отчужденности и защитных барьеров между детьми. Здесь мы используем игры которые способствуют налаживанию теплых взаимоотношений друг с другом, игры где необходимо использовать ласковые приятные слова в отношении друг друга ( «Подарки»,

« Волшебные очки», «Конкурс хвастунов»).  Пониманию другого ребенка, его движений и слов способствуют такие популярные и любимые детьми игры как «Испорченный телефон», «Море волнуется раз»

 Второй этап направлен на то, чтобы научить детей осмысливать те или иные нравственные понятия и  обогатить  социальный опыт ребенка. Для этой цели мы проводим  беседы  по прочитанным произведениям, обсуждаем  с детьми игровые ситуаций и реальные поступки, способствуя тем самым  формированию представлений о нормах и  правилах поведения, формированию  нравственных понятий: доброта,  чуткость, смелость, честность, лживость,  трудолюбие, лень, жадность и  щедрость.

Третий этап – это   подготовка к  инсценировке сказки. Инсценируем хорошо знакомые детям сказки,  на добровольной основе распределяем роли среди детей. Однако не могут быть сказки и без отрицательных героев, хотя  дети не всегда соглашаются на эти роли.  Тем не менее,  проведя предварительный анализ характеров сказочных героев, дети приходят к пониманию и значимости в сказке этих героев,   они учатся не принимать характер героя на себя, а воспринимать его только как способ показать те или иные черты характера и поступки.

Подготовка к спектаклю очень важный этап, на котором в ходе бесед обсуждаем героев, кто и чем понравился, дети анализируют почему именно так поступил герой и кто хотел бы его сыграть. Далее идут пробы на роль. Дети пробуют изображать героем,  и в конечном результате происходит распределение ролей.

При разработке сценария мы планируем,  чтобы как можно больше детей было задействовано в постановке.  Спектакли  «Теремок», «Колобок на новый лад», «Щелкунчик»  с участием детей нашей группы, прошли в детском саду и получили большое одобрение детской публики.

Родители так же привлекаются к участию в театрализованной деятельности, в качестве помощников по изготовлению костюмов и декораций. Это крайне важный момент, поскольку совместная деятельность объединяет и позволяет наладить контакт.

При подготовке к театрализованной деятельности используем дидактические игры, чтобы уточнить, дополнить и закрепить представления о правилах поведения и нравственных нормах ( «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Кто из какой сказки») .  Когда дети анализируют поступки героев, они находят подтверждение тому, что всегда надо делать добрые дела и что добро сильнее чем зло и всегда побеждает.

Чтобы сформировать привычку к нравственному поступку  мы используем  метод моделирования, например «Дерево правил», «Копилка добрых дел»,  дети учатся видеть хорошее у своих сверстников, учатся сопереживанию и умению порадоваться за другого.

Отсюда можно сделать вывод, что театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, в процессе которого ребенок входит в образ,  и играя  различные роли  он подражает тому, что увидел и что ему интересно, получая при этом  огромное эмоциональное наслаждение

Таким образом, подготовка к театрализованной деятельности и непосредственно сама театрализованная деятельность – это прекрасное и эффективное средство,  направленное на то, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников, развить способность сочувствовать и  сопереживать персонажам,  усвоить литературный текст, накопить знания об окружающей действительности,  познакомиться  с природным и социальным миром.

Литература:

 

  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников/Л.В.Артемова.-М.: Просвещение, 2015. – 126 с.
  2. Алиева, Т.А. Ребенок в мире образа/Т.А.Алиева//Дошкольное воспитание.-2013.- №2.-С. 62-73.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. – М., 2005. – 278 с.
  4. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию/Л.П.Бочкарева.- Ульяновск, ИПКПРО, 2017. – 59с.
  5. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)/Л.М.Гурович.-М.:Просвещение,2018.-105с.
  6. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. – М.: Перспектива, 2016. – 136 c.
  7. Князева, Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса/Л.П.Князева.-М.:Инфра,2015.-111с.
  8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/М.Д.Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь