Гущина Елена Вячеславовна
Кручинина Елена Анатольевна
Воспитатели
МБДОУ ДС №52 «Ласточка»
Г. Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, возникает на определенном этапе развития человеческого общества. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ без будущего -это народ,не передающий все самое ценное из поколения в поколение.
Основная задача ДОО – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – это время, когда возможно искренне погрузиться в истоки национальной культуры.Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики.Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.
Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления ценностей, которые вкладывает народ в свою мировую культуру.
Нравственные представления и понятия об этнокультуре формируются с помощью бесед, рассказов о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтения книг о народах нашей страны, знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Народные праздники помогают детям узнать о традициях и обычаях своего народа, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных традициях и обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
Праздники – это замечательная возможность для ребенка проявить свои таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализация. Они объединяют детей и взрослых общей целью, снимают некоторые внутренние конфликты, дают почувствовать радость общения от совместного творчества.
Подготовка к празднику – это уже праздник для детей,который объединяет всех. Мы стараемся, чтобы каждый проявил свое творчество, участвовал в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка и сплочению детского коллектива. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».
Для детского сада наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «Встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки.Такой праздник дети ждут с нетерпением. С этим днем связаны волнения художественного творчества: вместе с мамами они делают из белого теста жаворонков, ласточек и приносят в ДОУ. В свои маленькие творения малыши вкладывают любовь к родной природе, свое представление о красоте.
При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, – это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его сценарий.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.