Сычева Галина Александровна
Мишина Юлия Александровна
Цкипуришвили Юлия Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка
г. Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
В России с древности существовали определенные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, пути и средства воздействия на юное поколение. Народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика. Термин этнопедагогика впервые был введен профессором Г. Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.
Каждое последующее поколение в своем развитии опирается на имеющийся опыт, на достижения традиционной педагогической культуры своего народа. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии теории и практики воспитания и образования детей, которое затруднительно осуществлять в современных условиях без тесной связи с национальными традициями, обычаями, обрядами и жизненным опытом народа. Таким образом, современная педагогика требует обращения к воспитательному опыту народа, духовным корням этнической культуры и традиций воспитания, общего и специфического в культуре разных народов. Без учения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время есть много путей и способов, но нельзя забывать о том, что интерес к народной культуре формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3 –5 лет после рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. Для обобщения знаний детей о родном крае нужно создавать образовательные ситуации, включающие экскурсии, посещение музеев национального быта. В научно – педагогической литературе встречаются сведения о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. Известные педагоги А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий доказывают необходимость приобщения к музейной культуре, подчеркивают целесообразность более раннего знакомства дошкольников с фондами музеев. Поэтому, посещая районный музей, мы преследуем цель – приобщение детей к культуре народов, проживающих на Урале. Для развития этнокультуры используем изготовление народных оберегов, игрушек, например, «Зайчик-на-пальчик», украшений из соленого теста, пластилина, беседы с использованием мультимедийных презентаций.
Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них интерес, воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В народных играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Народные игры делятся на сюжетные, с наличием персонажей и ролей: «Баба-Яга», Дедушка Мазай и другие, и бессюжетные – где доминируют мотивы состязания: «Гори ясно», «Катай каравай» и другие.
Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы народного быта. В народных играх много задора, юмора. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками. Многие игры включают в себя пение – это украшает их, способствует быстрому запоминанию, придаёт им ритмическую слаженность. Под песню дети учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. В сюжетах хороводных песен отражены народный быт, красота родной природы, воспеваются широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их травушка – муравушка, кудрявая березка – все это воспитывает в детях любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
Большую ценность представляет народное творчество. В своей работе используем народные сказки, загадки, поговорки, пословицы, потешки (устное народное творчество). С их помощью у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам, сопровождаемые припевками, поговорками, они становятся для ребенка более интересными. Для того, чтобы дети больше узнали о традициях и быте Белгородского края, знакомимся со сказками. В старшем возрасте знакомим со сказками, в которых главные герои – люди. В речи детей появляются новые слова и действия, дети учатся различать добро и зло, это способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.
Этнокультурная компетентность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Для того, чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Для самообразования принимаем участие в «Большом этнографическом диктанте», различных мастер – классах, народных праздниках, фестивалях «Дружбы народов».
Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности. Подражая близким, любимым людям, следуя их жизненным урокам, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающим миром. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: взрослые и дети должны чувствовать «объединяющую силу» семейных традиций. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, групповых мероприятий, мастер – классов имеет большое воспитательное значение и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, должна быть направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по – настоящему ценить свой край, если мы научим его этому. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Всё это положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.