Русские народные игры как элемент этнопедагогики в воспитании и становлении личности ребёнка

Котлярова Надежда Васильевна,
Долгих Ирина Валерьевна,
Ансимова Наталья Александровна
воспитатели,
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

Как известно, игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании, служит важным условием умственного, нравственного, физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитывающую и развивающую функцию народной  игры в педагогическом процессе.

А. С. Макаренко писал: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы”.

Через игровую и обрядовую практику дети постигают и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, каламбуры, загадки с подвохом, разыгрываемые всеми на досуге.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Рекламное сообщение  

Включение в воспитательную деятельность народных игр, кроме осмысления детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и целесообразности традиций народного воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, практически во всем мире имеют много общего).

Содержание игр на каждом этапе развития ребенка существенно меняется. Так, в детском саду мы  проводим подвижные игры, направленные на совершенствование навыков естественных видов движений. Это игры с бегом, прыжками на месте, с места в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, игры в мяч и др.

Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры мы используем для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс мы ненавязчиво, целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет нам ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Подвижные игры развивают быстроту реакций, мышление, внимание, память и т.д.

В дошкольном возрасте  большое место отводится коллективной игре, развивающей дружеские связи, дружеское общение, симпатию и т.д.

Игры  развивают когнитивное мышление, память, внимание и др.

Народные  игры воздействуют на развитие личностных качеств дошкольников. Они передают традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету родного народа.

В процессе игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются волевые качества, способности, формируется характер, вырабатываются объективные оценки индивидуальных и коллективных результатов. В народных играх реализуются все формы активности ребенка, происходит социализация личности и осмысление окружающего мира и самого себя. Усваивая в игре самобытную культуру своего народа, ребенок развивается гармонично.

Игры способствуют социализации детей и их благополучной адаптации. Они способствуют также выработке терпения, выдержке в отношениях между детьми, установлению дружеских, эмоциональных отношений; являются средством позитивного стимулирования для детей, стремящихся к успеху, одобрению; целенаправленной актуализации успехов у отдельных детей перед детским коллективом в целях повышения их самооценки, для изменения устоявшихся стереотипов по отношению к ним.

Игра помогает решить многоаспектную проблему развития коммуникативных навыков, когнитивных способностей, мышления, внимания, памяти и сформировать дружеские отношения между детьми.

  • Игра «Испорченный телефончик»
  • Игра «Веселые музыканты»
  • Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
  • Игра «Карусели»
  • Игра «Ловишка»
  • Игра с платочком
  • Игра «Сковорода»
  • Игра – «Золотые ворота»
  • Игра «Дятел»
  • Игра «Хозяин и воробей»
  • Игра «Белый камень»
  • Игра «Жмурки»
  • Игра «Скакалка»

Это лишь малая часть игр, которые мы используем в режиме дня дошкольников.

 


.

Список литературы:

  1. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Худож. лит., 1991.
  2. Кенеман А. В. «Детские народные подвижные игры», М., Просвещение, ВЛАДОС,1995г
  3. Куприянова Л. Л. «Русский фольклор», М., Мнемозина, 2002г
  4. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры» М., Просвещение, 1988г
  5. Лямина Л. А. «Народные игры в детском саду» М., 2008г
  6. Якуб С. К. «Вспомним забытые игры», М., Детская литература, 1988г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь