Котлярова Надежда Васильевна,
Долгих Ирина Валерьевна,
Ансимова Наталья Александровна
воспитатели,
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Как известно, игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании, служит важным условием умственного, нравственного, физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитывающую и развивающую функцию народной игры в педагогическом процессе.
А. С. Макаренко писал: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы”.
Через игровую и обрядовую практику дети постигают и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, каламбуры, загадки с подвохом, разыгрываемые всеми на досуге.
Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Включение в воспитательную деятельность народных игр, кроме осмысления детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и целесообразности традиций народного воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, практически во всем мире имеют много общего).
Содержание игр на каждом этапе развития ребенка существенно меняется. Так, в детском саду мы проводим подвижные игры, направленные на совершенствование навыков естественных видов движений. Это игры с бегом, прыжками на месте, с места в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, игры в мяч и др.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры мы используем для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс мы ненавязчиво, целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет нам ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Подвижные игры развивают быстроту реакций, мышление, внимание, память и т.д.
В дошкольном возрасте большое место отводится коллективной игре, развивающей дружеские связи, дружеское общение, симпатию и т.д.
Игры развивают когнитивное мышление, память, внимание и др.
Народные игры воздействуют на развитие личностных качеств дошкольников. Они передают традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету родного народа.
В процессе игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются волевые качества, способности, формируется характер, вырабатываются объективные оценки индивидуальных и коллективных результатов. В народных играх реализуются все формы активности ребенка, происходит социализация личности и осмысление окружающего мира и самого себя. Усваивая в игре самобытную культуру своего народа, ребенок развивается гармонично.
Игры способствуют социализации детей и их благополучной адаптации. Они способствуют также выработке терпения, выдержке в отношениях между детьми, установлению дружеских, эмоциональных отношений; являются средством позитивного стимулирования для детей, стремящихся к успеху, одобрению; целенаправленной актуализации успехов у отдельных детей перед детским коллективом в целях повышения их самооценки, для изменения устоявшихся стереотипов по отношению к ним.
Игра помогает решить многоаспектную проблему развития коммуникативных навыков, когнитивных способностей, мышления, внимания, памяти и сформировать дружеские отношения между детьми.
- Игра «Испорченный телефончик»
- Игра «Веселые музыканты»
- Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
- Игра «Карусели»
- Игра «Ловишка»
- Игра с платочком
- Игра «Сковорода»
- Игра – «Золотые ворота»
- Игра «Дятел»
- Игра «Хозяин и воробей»
- Игра «Белый камень»
- Игра «Жмурки»
- Игра «Скакалка»
Это лишь малая часть игр, которые мы используем в режиме дня дошкольников.
.
Список литературы:
- Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Худож. лит., 1991.
- Кенеман А. В. «Детские народные подвижные игры», М., Просвещение, ВЛАДОС,1995г
- Куприянова Л. Л. «Русский фольклор», М., Мнемозина, 2002г
- Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры» М., Просвещение, 1988г
- Лямина Л. А. «Народные игры в детском саду» М., 2008г
- Якуб С. К. «Вспомним забытые игры», М., Детская литература, 1988г