Баранник Лариса Викторовна
Данилова Елена Николаевна
воспитатели
Андреева Марионелла Вячеславовна
тьютор
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Важным аспектом в работе с детьми с РАС является развитие творческих способностей. Занятия творчеством содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущения наибольшего комфорта у ребенка с РАС. Это в свою очередь приводит к увеличению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми.
Самореализация у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) принадлежит к числу наиболее острых и актуальных в современном обществе. Такие дети испытывают огромные сложности в адаптации из-за трудности в установлении коммуникативных связей, сверхчувствительности, тревожности. Разнообразные приёмы развития творческих способностей в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, являются эффективными в решении задач коррекции, социальной адаптации и преодолении эмоциональных коммуникативных барьеров.
Творческое развитие является мощным импульсом в реабилитационном процессе для социально-бытовой адаптации. Таким образом, стимулируется желание убирать рабочее место, развивается умение реагировать на жесты, выполнять простые указания, концентрировать внимание, уменьшается проявление страха. Целенаправленно совершенствуются сенсорные ощущения, восприятия, представления. Развивается эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства, понимание содержания. Осваивается умение образно отражать простые предметы. Дети учатся устанавливать связь между предметами и действиями, вырабатывается устойчивый интерес к выполнению задания.
Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
В нашей группе, коррекционной направленности для детей с РАС, старооскольская глиняная игрушка является элементом воспитательного процесса так как она -особый вид народного творчества. На занятиях по изобразительной деятельности мы изготавливаем игрушки,а затем детские работы используем как игрушки, дидактические пособия для познавательных и развивающих заданий, для украшения интерьера или просто являются подарком для близких людей. Полученные навыки дети с РАС могут применить в жизни, это поможет в выборе профессии. Занятие по изготовлению глиняной игрушки содействует понижению чувственного напряжения, тревожности и созданию ощущения наибольшего комфорта. Ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми. Дети, имеют возможность поведать нам о собственных переживаниях, о том, собственно, что его интересует и беспокоит, о собственных ужасах. У детей развиваются не только коммуникативные способности, но и фантазия.
Хотелось бы отметить, что рукоделие – развивает психику, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развивает природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей. В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.
В ходе реализации индивидуальных программ реабилитации в контексте занятий по ручному труду дети с РАС учатся выполнять простые просьбы (дай, покажи, возьми). Осваивают различные формы приветствия, систематизируют правила вежливого поведения. Обучаются навыкам лепки, и целостных форм. Осваивают умение образно отражать простые предметы. Устанавливать связи между предметом и действием (лошадка стоит, сидит). Приобретают умения различать геометрические фигуры по характерным признакам, выделяют одновременно два свойства фигур (форма-цвет; цвет-размер). Умеют ориентироваться на плоскости (верх-низ, лево-право, середина). Делают простейший анализ своих работ. Для невербальных детей анализ работы делает взрослый.
Таким образом, благодаря народному творчеству, а именно умению изготавливать строоскольскую глиняную игрушку, у детей с РАС:
- Устанавливается более адекватный эмоциональный контакт между ребенком и педагогом.
- Повышается активность детей, усиливается интерес к окружающему, возрастает любопытство ребенка.
- Проявляется желания и возможность взаимодействовать.
- Возникает стремление к большей самостоятельности.
- Устанавливается прогресс в развитии навыков,
- Улучшается память.
- Улучшается координация движений,
- Возникает прогресс в развитии речи, внимания.
- Снижается уровень тревожности и улучшение психо-эмоционального фона;
- Стимулируется интерес к учебной деятельности.
- Развивается мелкая моторика.
- Развивается коммуникативная функция.
- Снижается частота аутостимуляций.
- Развиваются невербальные средств общения, развитие вербального средства общения (экспрессивной речи).
- Развивается фантазия, воображение, координация движений, концентрация внимания, усидчивость.
В заключении можно сделать следующие выводы: творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.