Никифорова Ирина Вячеславовна
Хвостова Наталья Александровна
воспитатели
МБДОУ д/с комбинированного вида № 6
г. Белгорода
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое воспитание имеет огромное значение для социального и духовного становления личности ребёнка, выступает важным элементом взглядов и отношения к миру. На основе чувства патриотизма в процессе воспитания формируется ответственность личности за могущество и независимость Родины.
В современном мире всё более остро встают социально-культурные проблемы общества. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории своего народа, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие. Дети – наше будущее и их нужно воспитывать на национальных традициях, в духе уважения и любви к семье, своему дому и Родине.
Термин этнопедагогика впервые был введен профессором Г. Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
- -приобщение детей к культуре своего народа;
- -развитие национального самосознания;
- -развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных
В ФГОС ДО определены цели патриотического воспитания: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность.Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Особое место в формировании патриотического мировоззрения дошкольников отводится дидактическим играм. Значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника трудно переоценить. В дидактических играх дети активно переосмысливают накопленный нравственный опыт, проявляются и развиваются качества необходимые духовной личности: нравственное поведение и волевые качества –ребёнку приходится добровольно отказаться от своих желаний, проявлять чувство уважения к партнёру по игре, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.
Дидактические игры с национальным колоритом способствуют воспитанию у детей любви к родной земле, гордости за свой народ и принадлежность к этому народу.Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами окружающих предметов, историей появления и эволюции, их назначением, применением. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами педагоги успешно используют вышивки, посуду разных мастеров, кукол в национальных костюмах, матрешек, традиционные изделия местных народных умельцев.
В дошкольном возрасте наиболее понятной и привлекательной для детей игрушкой является народная игрушка «матрёшка». Педагоги нашего ДОУ используют игровой яркий образ русской матрёшки в дидактических играх как средство развития у детей знаний о своей семье, родном крае, о культуре народа, его истории, традициях. Предлагаем вашему вниманию подборку дидактических игр серии «Русские матрёшки», которые педагоги ДОУ используют в своей работе:
Дидактическая игра «Где живёт Матрёшка?»
Цель: Закрепить знания об адресе местожительства детей.
Оборудование: мяч, эмблема (маска) «матрёшка» на каждого участника игры.
Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и снесколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям ипроизносит фразу: «Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: я живу в стране подназванием …? И т.д.
Играющий, которыйпоймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Вопросы можно повторять.
Дидактическая игра «Путешествие Матрёшки»
Цель: Расширять представления о стране, в которой живем, продолжатьформировать представления о символах и достопримечательностях большойи малой Родины.
Оборудование: карточки с изображением символов страны России, родного города.
Ход игры: Ребёнок выбирает карточку, рассматривает изображение и объясняет его Матрёшке.
Дидактическая игра «Украсим матрешку».
Цель: Формировать (или закреплять) представления детей о народных росписях, развивать восприятие, мышление. Учить работать с трафаретами.
Материал: матрёшка, вырезанная из картона, элементы хохломской, дымковской, городецкой росписей, росписей данной местности.
Ход игры:Детям предлагается украсить фартук матрешки.
Данная игра позволяет показать особенности и традиции каждого вида росписи, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров.
Дидактическая игра «Домики для матрешек».
Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Дидактическая игра «Найди половинки матрешек».
Цель: формировать умения находить пару из предложенных матрешек по их определенным признакам.Совершенствовать умение складывать обе половинки, соединяя детали рисунка так, чтобы передник, руки соединялись ровно и правильно;
Оборудование:Сундучок. Силуэты матрешек на каждого ребенка, элементы народных костюмов – сарафаны, косынки, кепки.
Дидактическая игра«Собери пирамидку из матрешек».
Цель: развивать умение собирать пирамидку от большей к меньшей матрешке, последовательно вкладывать матрешки друг в друга и, наоборот, с учетом их размера большой – маленький. Упражнять в сравнении матрешек по высоте – высокий-низкий.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,
закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
Дидактическая игра «Матрёшки каждый день».
Цель: познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели; закреплять основные цвета, названия животных.
Оборудование: деревянные матрёшки разного цвета – 7, с изображением определённого персонажа (животные).
Варианты игры: можно разыгрывать сюжетные или дидактические игры по темам «Животные», «Цвета», «Счёт» (на каждой матрёшке указана цифра от 1 до 7), «Дни недели».
Таким образом, использование образа русской матрёшки в дидактических играх позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания дошкольников, позволяет значительно расширить интеллектуальный и эмоциональный опыт детей, развить их познавательные способности, создать нравственные основы отношения детей к родному краю, истории и культуре города, страны, благотворно сказывается на духовном формировании личности.
Список литературы:
- Князева О.Л, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е изд., перераб. и доп.\СПб Детство. Пресс, 2010
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение.-2010
- Кулиева Д. С. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии «погружение в образ».