Развитие речи-рассуждения

0
2961

Илюхина Неонилла Владимировна
воспитатель
Уютнова Елена Владимировна
заместитель заведующего по ВМР
Детский сад №146 «Калинка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. Тольятти

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ
мастер-класс для педагогов

 

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с опытом работы по формированию у дошкольников навыков речи-рассуждения.

Рекламное сообщение     

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями формирования речи-рассуждения в дошкольном возрасте.
  2. Дать представления о моделях, используемых в работе над данным видом текста.
  3. Сформировать навык практического использования структурной и содержательной модели рассуждения.

Раздаточный материал: листы с изображением структурных моделей рассуждения; разрезная модель – домик; таблички со словами-связками; комплект – содержательная модель и картинки; карточки для игр «Найди картинку», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?»; карточка фиксации знаний.

Ход мастер-класса

Вводная часть. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть

1 часть: Знакомство педагогов с содержательной и структурной моделями построения высказывания – рассуждения. Особенностями использования в работе с дошкольниками.

Ведущий: если говорить о речи-рассуждении, то нельзя не отметить, что это наиболее сложный тип монологической речи. Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления. Как «особый тип речи» рассуждение имеет специфические признаки, которые касаются его функций, композиции и речевых средств. Как вы считаете, нужно ли формировать навыки речи-рассуждения в дошкольном возрасте?

Игра «Оптимисты и скептики». Педагогам предлагается разделиться на две команды «Оптимисты» и «Скептики». Инструкция: «Оптимисты» приводят свои доводы о необходимости и важности формирования данного типа речи. А «скептики» опровергают их.

Ведущий: несмотря на то, что это довольно сложный тип монолога, его формирование в дошкольном возрасте является возможным и важным, наряду с другими видами связной речи. Для того, чтобы научить детей рассуждать, необходимо наличие определенных условий: познавательный опыт детей, организация содержательной деятельности, формирование представлений об особенностях и структуре текста. Несомненно, ребенок может рассуждать лишь о том, что он знает о предметах и явлениях, их отношениях и взаимосвязи между ними. Однако несмотря на то, что дети используют в своей деятельности суждения, они, как правило, не закончены, не имеют четкой структуры. Поэтому одним из важных этапов является формирование у детей знаний о назначении, особенностях и структуре данного вида текста. Для составления рассуждения ребенку необходимы «внешние» опорные символы, которые помогут ему логично построить высказывание. Поэтому эффективным методом обучения является моделирование. Это обусловлено тем, что, опираясь на готовую модель, как наглядность, и действуя практически, составляя ее, ребенок усваивает и запоминает схему построения рассуждения на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группе. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Модели бывают структурными (которые показывают последовательность частей текста – тезис, аргументы, вывод) и содержательными (показывают содержание того, о чем нужно рассуждать). Можно в них использовать как картинки, так и абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части, функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассуждения с опорой на картинки-заместители.

2 часть: Практическое построение моделей (структурной и содержательной), проведение игр по формированию рассуждения.

Ведущий: Мы с вами в практической части будем моделировать и составлять рассуждение. Но сначала предлагаю вам игровое упражнение, которое вы можете использовать на этапе ознакомления детей с рассуждением (отличие от других текстов).

Упражнение «Фотограф»

Ведущий: Вы – фотограф. Сколько фотографий вы сделаете к тексту? Определите тип текста.

  • «Перед нами возник тетерев. Хвост косицами, сам весь черный, брови красные- красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках. Красив этот лесной петух!» (По Е. Чарушину) (Фотография одна, текст – описание).
  • «В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева. Он зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Тихо летит по задворкам ястреб. Но старый воробей заметил злодея. Закричал тревожно воробей. Воробьята разом скрылись в кустах». (Повествование, несколько фотографий).
  • «Кто на свете самый сильный?«Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей. Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес. Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю. Поэтому самый сильный на свете – муравей». Фотографии сделать невозможно, текст-рассуждение.

Ведущий: перед вами на листах структурные модели рассуждения. Они представлены в разных видах. Все они отражают структуру текста-рассуждения: тезис (то, что нужно объяснить), аргументы (объяснение) и вывод. Составьте модель рассуждения (на основе «домика») и объясните:

  1. Почему Василису в сказке назвали Премудрой?
  2. Почему собаку называют другом человека?

Слова-связки следует располагать рядом с каждой структурной частью.

Педагоги выкладывают модель и озвучивают ее.

Ведущий: Содержательная модель строится на конкретном содержании, потому ее необходимо наполнить картинками, которые подсказывают что включено в содержание. Предлагается составить содержательную модель «Почему пингвин – это птица».

Ведущий предлагает участникам поиграть в игры, которые можно использовать для практического овладения дошкольниками навыками составления рассуждений.

  • – «Найди картинку»- найти недостающую картинку и объясните свой выбор.
  • – «Четвертый лишний» – определить лишнюю картинку и объяснить ее выбор.
  • – «Сравни – похожи ли предметы?» – обосновать схожесть предметов (бокал и ваза).
  • – «Что перепутал художник?» – найти несоответствие в картинках и объяснить ошибки художника.

Заключительная часть

Педагогам предлагается составить синквейн на тему мастер-класса.

Рефлексия: педагоги оценивают содержание мастер-класса в таблице, поставив значок напротив соответствующего смайлика.

Применять  
Обдумать 
Не пригодится 

Список литературы:

  1. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации— М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 с. (Библиотека Логопеда). (10)

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь