Особенности формирования характера детей в дошкольном возрасте

0
97

Чичиль Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»
Алексеевского городского округа

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Рекламное сообщение

В первые годы жизни у ребёнка нет целостного сознания, он всё время находится как бы в полудрёме и только в редкие мгновения в нём вспыхивает осознание собственной индивидуальности. На этом этапе ребёнок ничем не может управлять, но первые зачатки будущего характера закладываются где-то здесь. Есть такая теория, что характер формируется в первые 3-4 года жизни, а потом его можно только переделывать.

Нельзя сказать, что в эти годы ребёнок именно копирует родительские характеры. Их характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток, но каким образом это скажется на будущем характере ребёнка, предсказать нельзя [3, с. 288].

Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации – подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребёнок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях.

Этот процесс, хотя он и происходит в уже более-менее сознательном состоянии, всё так же не поддается какому-либо контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребёнком задачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.

Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы. И если этот автоматический механизм адаптации не даёт никакого сбоя, если устройство личности ребёнка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то вишенка от яблоньки действительно падает поблизости[1, с. 365].

В этом случае у ребёнка просто не возникает ярко выраженной потребности отделиться и обособиться от своих родителей. В определенном смысле это везение – быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой всегда проще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий взрослый человек, так и не станет самостоятельной личностью, а на всю жизнь останется лишь отпрыском своих родителей – проживёт простую, но скучную жизнь.

Также формирование характера происходит в деятельности, в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера [4, с. 489].

Воспитание волевого поведения у детей – важная задача педагога. Под влиянием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее, недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, лёгкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки [5, с.128].

Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и так далее, используя для этой цели их интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла.

Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивает результаты труда, деятельности на занятиях [2, с.89].

Учитывая неустойчивость поведения дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника, без особых горестей или радостей.

В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению. Особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойно, легко отказывающийся от цели ребёнок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.

Старших дошкольников воспитатель нередко ставит в условия, требующие самостоятельного выполнения правил поведения, с тем, чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки. Важной чертой характера является смелость. Она всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность [2, с.90].

Таким образом, значительность характера определяется набором целей, ценностей, выражаемых в отношениях личности к той или иной части объективного мира, людям или самому себе. Сказанное позволяет определить характер как систему отношений личности к объективному миру, людям и самому себе. Данное определение дает ключ к пониманию структуры характера, как совокупности тех или иных черт, а также последовательность их формирования в онтогенезе, формирование характера происходит в деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств характера.

Список литературы

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 365 с.
  1. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
  1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учебное пособие для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1997. – 288 с.
  1. Акимова, М.К. Психология: учебное пособие / М.К. Акимова. – М.: Педагогика, 2003. – 489 с.
  1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь