Вернисаж красок осени

0
125

Усачева Надежда Алексеевна
Холостых Ольга Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №5 «Незабудка»
Старооскольского городского округа

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

 

ВЕРНИСАЖ КРАСОК ОСЕНИ

 

Рекламное сообщение

 Цель: Способствовать овладению способами практического взаимодействия с окружающей средой, помочь становлению мировоззрения ребёнка, его личностному росту, развитию любознательности.

Задачи:

  • закрепить умения устанавливать связь между явлениями в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы;
  • исследовать природное явление листопад, строение листа, исследовательским путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
  • исследовательским путем показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Оборудование и материал: тайное послание, сундучок, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с признаками и пословицами, увеличительные приборы, две коробки (с сухими и свежими листьями), лакмусовая бумага, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, волшебный мешочек, кисточки, краски, фрукты и овощи из бумаги.

Ожидаемый результат: дети с интересом участвуют в проведении исследовательской деятельности, наблюдают, делают выводы. Проявляют стремление к рассуждению, доказывают свою точку зрения, выстраивают предложение. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель:

Хорошо быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг

Педагог: Ребята мы с вами попали в сказочную страну осенней сказки.

Педагог с детьми идет по залу, где рассыпаны осенние листья и вместе с детьми собирает. Под листьями они находят письмо загадку.

Педагог: – берет письмо, открывает его. Ребята, как вы думаете, что здесь написано?

Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

Педагог-это чистый лист. Я ничего не вижу. Что это может быть?

(Дети хором отвечают, а может это не просто чистый лист, а секретное послание о помощи?)

Педагог: –Ребята, а разве бывают секретные послания?

Ответ детей – Эти послания написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)

Педагог: Как вы думаете, что нам для этого нужно сделать, чтобы его прочитать?

Ответ детей: приготовить специальный раствор, смешать воду с йодом и нанести его аккуратно с помощи кисточки на письмо.

Педагог: – У нас есть такой раствор.

Ответ детей– Давайте проверим? (дети смачивают йодным раствором послание).

Появляется надпись

Педагог: – Посмотрите, проявляется что-то?

Педагог вместе с детьми читает (желудь)

Педагог – ребята — это письмо загадка. Вы запомнили, что нам надо разыскать?

Дети находят рядом с деревом большой желудь, открывают его и достают карту, но не знают от кого эта карта (на дереве педагог находит желтый дубовый лист с прикрепленной мнемотаблицей, которая и подскажет детям от кого эта загадочная карта)

Педагог:

Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Загадал – смекалкой поделился,
Отгадал – себе подивился!

Педагог:(читает письмо от осени)

Уважаемые ребята!

Ребята бессовестная сорока- белобока сказала мне, что мое время уже прошло. Что пришло время зимы, но я еще не успела нарядиться. Помогите мне украсить мой осенний наряд.

Педагог: Дети, осень оказалась в затруднительной ситуации. Как вы думаете, как помочь осени.

Ответ детей – (Собрать осенние признаки и украсить наряд осени)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.)

Задание: назвать признаки осени, которые определяют время года.

  • с наступлением октября многие надевают пальто и куртки
  • -с наступлением осени прячется солнышко, а небо затягивают тучки
  • -в октябре порывы ветра сильнее, они срывают листья с деревьев
  • -осень характерна частыми туманами

Задание как называются осенние месяцы:

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь

Педагог: Ребята, а какие осенние осадки мы с вами знаем (дождь, снег, туман).

Педагог: Ребята, а кто нам рассказывает прогноз погоды. Дети, а по признакам природы можно определить погоду наперед? (гидрометцентр).

Остановка №2 (на карте подсказке изображен кленовый красный лист, дети находят их, берут и читают задание).

Дети называют признаки осени, которые определяют погоду:

  • – Рано начнутся зимние денёчки – если рано опали листочки.
  • – Гром в сентябре – тёплая и долгая осень детворе.
  • – Какой первый день декабря – такой будет зимой земля.
  • – Клубочком свернулась кошка – дорогая будет картошка.
  • – Много шишек на сосне – зима холодная втройне.
  • -Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре.
  • – Осенью мало грибов, а много орехов – зимой будет не до смеха.
  • – Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме.
  • – Птицы низко летят – дожди к нам хотят.

Педагог: Ребята, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте находят изображение дубового оранжевого листа с заданием.)

Дети называют поговорки осени:

  • – Осень – время еды (поговорка говорит о сборе урожая).
  • – Осень богатая – зима сытная (если собрано много урожая, значит, в зимнее время будет доступное питание).
  • – Осенью любая птица богатая (на полях есть чем поживиться).
  • – Несколько часов дождливых – много дней сохнет земля.
  • – Сентябрь – проводы лета, встреча холодов.
  • – День не работал – урожай прохлопал.
  • – Ноябрь – зимний порог (к зиме готовы).

Педагог:

– А вы молодцы ребята много знаете поговорок про осень.

Физкультминутка

Тра-та-та, тра-та-та,
Кто шумит в лесу такой?
Это дятел на дереве,
Он стучит как молоток (Наклоны вперед-назад.)
В гуще леса много птиц,
Все в своих избушках. (Дети делают приседания.)
Облетают лес надзором,
Возвратятся каждый в дом, (Приседания.)
Птицы летают друг за другом.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
По дорожке по лесной. (Вращение туловищем влево.)
А птицы все летят, летят, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг затихают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно улететь хотят! (Бег на месте.)
Если их не спугнуть,
То они совсем заснут. (Дети останавливаются.)

Педагог: – Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках

– Дети кто же их раскрасил?

– Ребята как вы думаете, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают?

Детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Остановка №4 (на карте осенний гриб с заданием)

  • Эксперимент№1 (изображение лупа и листа),
  • Эксперимент№2 (изображен лист зеленого цвета)
  • Эксперимент№3 (листья разной величины),
  • Эксперимент№4 (две коробки)

Педагог: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Дети: (нужно провести опыты в лаборатории)

Педагог: Ребята, а как вы думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья — это легкие дерева и ее наряд.

Проблемный вопрос:

Педагог. А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Дети: увеличительным прибором — лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Эксперимент №1 строение листа с помощью увеличительного прибора: рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхняя часть листа бывает по строению разной острой или округлой. Посмотрите и опишите, как выглядят ваши листочки.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой и воздухом.

Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Педагог: Как вы думаете, почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Экспериментальная деятельность № 2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Педагог: Возьмите листочек сложите его в несколько раз и сильно на него нажмите. Появится сок, капните на лакмусовую бумагу?

Дети: На ткани появились зеленые пятна.

– Сок из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого эксперимента лучше брать сочные листья).

Вывод детей: Осенью становится холоднее и меньше солнечного цвета. Зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, красными или коричневым.

Экспериментальная деятельность №3. Дети возьмем с вами лупу и рассмотрим основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Там, где основание черешка прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Дети: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент: «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья опадают по-разному. Давайте проведем эксперимент, какие листья падают быстро, а какие медленно.

Возьмите осенний листик и поднимите руку с листиком вверх, а теперь отпустите листик.

Педагог: Пока лист летит, понаблюдайте за ним. Можете несколько раз отпустить листик. Пока осенний листок летел, что вы заметили? Поделитесь выводами.

Ответы детей: (листья разной величины падают по-разному) Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. (Маленькие листья падают быстрее и сильнее кружатся).

Экспериментальная деятельность №4. Что же случается с опавшими листьями?

Дети: Они высыхают.

Педагог: Ребята, а вы сможете определить по шелесту листьев сухие они или только, что опали?

Дети берут коробочки и определяют на слух, в какой сухие, а в какой не засохшие листья.

Вывод: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)

Педагог:

Волшебница Осень была большой непоседой. И она потеряла свой волшебный мешочек. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свою волшебную кисточку (воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотистыми листочками). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. И теперь все осенние дары остались черно-белыми.

Педагог:

Осень, осень золотая

Все кружится и сверкает

много на дорожках радужных листочков,

Мы венки сплетем из них,

Осень золотая в гости к нам пришла.

– Ребята у нас в гостях осенняя фея – художница. Она предлагает помочь ей, и стать художниками? Для этого нам понадобятся краски из волшебного мешочка.

Дети подходят к столику с инвентарем для проведения эксперимента.

Воспитанники изъявляют желание раскрасить дары осени самостоятельно.

Педагог: Ребята вы такие молодцы. Вы собрали много примет и признаков осени, что же нам с ними делать?

Дети: Сделать подарок осени и украсить разноцветными листьями платье осени.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ  

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь