Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника

0
72

Рябкина Ирина Николаевна
Денисова Юлия Сергеевна
воспитатели
Гольцова Марина Вячеславовна
инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад №16 «Ивушка»

 

 

Народная мудрость гласит — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а педагоги-практики утверждают — «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками».

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.

Когда мы развиваем у детей дошкольного возраста познавательную активность, вместе с ней и развивается детская любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». По его мнению, детское экспериментирование — это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний [17].

В настоящее время согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности [3].

В опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ перед педагогом стоит цель: формировать и расширять представления детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Чтобы вызвать заинтересованность и познавательную активность детей и достичь цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Привлечь внимание детей к участию в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  3. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
  4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества:

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
  • Любит экспериментировать.
  • Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе [25].

Понимая, значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», мы оборудовали центр экспериментальной деятельности необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу работать с детьми малыми группами по интересам, использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Стараемся, как можно чаще пополнять наш центр новыми предметами. Предоставляем их в распоряжение детей, которые толкают наших юных исследователей на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность [37].

При организации исследовательской деятельности обязательно применяем ИКТ. Ведь оно позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

В течение дня во время разных режимных моментов используем разнообразные формы организации детского экспериментирования. Дети очень любят сюрпризные моменты и проблемные ситуации. Любая экспериментальная деятельность происходит под присмотром взрослых и при соблюдении определённых правил безопасности.

 В своей работе по организации познавательно-исследовательской деятельности мы делимся не только с коллегами, но и с родителями своих воспитанников. Рекомендуем проводить наблюдения, вместе путешествовать, вести беседы, смотреть передачи, мультфильмы познавательного характера, читать познавательную литературу. Ведь мы, педагоги, должны стать для родителей компетентными помощниками при создании не только предметной среды, но и знакомить их с разными формами работы по экспериментальной деятельности. В течение всего учебного года используем не только консультации, беседы, тренинги, но и проводим совместные экспериментирования вместе с детьми и родителями. Родители с удовольствием откликаются на такие формы работы. Ведь очень важно, чтобы педагоги и родители были готовы к неформальному, живому контакту.

Таким образом, данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров). При этом создается особая атмосфера, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность и любознательную. Все мы знаем, что активность детей связана с активностью, идущей от взрослого.  В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Презентация по теме доклада

Список литературы

  1. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. – 392 с.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.-244-СПб.: Детство – ПРЕСС, 2014. – 155 с.
  3. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7-и лет: [Текст] / Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2015. — 64с.
  5. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие: метод. пособие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с.
  6. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст]  / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

 

Участие — очное

Секция 1. «Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь