Путешествие по родному городу

0
1035

Кузьмина Татьяна Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 22 «Светлячок»
Челябинская область, город Верхний Уфалей

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.  

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ
конспект НОД для подготовительной группы

 

Задачи:

  • расширить знания детей о родном городе, достопримечательностях;
  • обогащать словарь детей, расширять кругозор;
  • развивать умение узнавать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра, закреплять понятия «оркестр», «дирижёр»;
  • совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах;
  • познакомить с башкирской народной игрой;
  • развивать умение передавать в пении характер песни (спокойно, ласково, нежно);
  • воспитывать уважение к традициям других народов;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине, к городу, в котором мы живём.
Рекламное сообщение     

Дети входят в зал под звучание песни «Моя Россия»

Музыкальный руководитель поёт приветствие: «Здравствуйте, ребята», дети пропевают ответ: «Здравствуйте!»

Музыкальный руководитель – Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим.
Очень любим мы людей:
И больших, и малышей!
Ребята, кто мне скажет, что такое Родина?

Дети – Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

Музыкальный руководитель
– Какую страну мы называем своей Родиной?
Дети – Наша Родина – Россия.

Музыкальный руководитель – Правильно! (показывает на карте Россию)
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она,
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём!
У каждого из нас есть ещё своя Малая Родина.
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая Малая Родина моя!

Малая Родина – это край, город или посёлок, в котором вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом и детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. А кто знает, как называется край, в котором мы живём?

Дети – Наш край называется Урал.

Музыкальный руководитель – А город, в котором мы живём?

Дети – Город Верхний Уфалей.

Музыкальный руководитель – Правильно. Урал и Верхний Уфалей – это наша Малая Родина. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному городу. Согласны? А на чём мы можем отправиться в путешествие? (предложения детей) Я предлагаю совершить путешествие на ковре-самолёте! (показывает). Итак, располагайтесь на ковре-самолёте и…полетели!

Слайд 1. Вид Верхнего Уфалея.  Звучит музыка полёта.

Слайд 2. «Городской краеведческий музей»

Музыкальный руководитель – Ребята, посмотрите, что за здание, к которому мы подлетаем?
Дети – Музей.
Музыкальный руководитель – Правильно, это городской музей. Вы были в
нашем музее? А что интересное увидели?
Дети – В музее можно увидеть старинные предметы, различные полезные ископаемые, животных и птиц наших лесов…

Музыкальный руководитель – Я приглашаю вас пройти в музей —
Он не простой, в нем чудо – экспонаты.
И каждая из этих вот вещей
Была необходимою когда-то.

Музыкальный руководитель подводит детей к ширме, оформленной, как музей.  Рассматривают предметы быта, дети называют предмет, его назначение.

Музыкальный руководитель (обращает внимание на прялку) – А этот предмет вам знаком? Это прялка. Как вы думаете, для чего нужна была людям прялка? (ответы детей). Чтобы прясть пряжу и получать нитки. С раннего детства девочек учили прясть, а к 16 годам каждая девочка становилась настоящей мастерицей. Из ниток изготавливали ткань на ткацком станке и шили одежду. Чтобы не скучно было работать, пряхи пели. У нас в гостях сегодня пряха Ксюша, она будет прясть и исполнять русскую народную песню «Прялица».

На плечи Ксюши накидываем яркий расписной платок, на голове повязана лента.

Музыкальный руководитель – Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей! Валентин Берестов.
Нас ждёт ковёр-самолёт. Продолжаем путешествие.

Звучит музыка полёта.

Слайд 4. Вид Верхнего Уфалея.

Слайд 5. Городской Дворец Культуры.

Музыкальный руководитель – А это что за здание, ребята?
Дети – Дворец Культуры?
Музыкальный руководитель – Правильно. Что проходит во Дворце Культуры?
Дети – Концерты, спектакли, конкурсы…

Музыкальный руководитель – В нашем городе сегодня гастроли оркестра. Давайте пройдём в зрительный зал и послушаем, какие инструменты звучат в этом оркестре.

Слушание: звучание скрипки, флейты, виолончели, гитары, ударных, кларнета

– презентация (дети по тембру звучания узнают инструмент, называют его, в презентации открывается соответствующая картинка)

Молодцы! Узнали все инструменты. А кто мне скажет, что такое оркестр?

Дети – Оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на разных инструментах (прошу повторить нескольких детей).
Музыкальный руководитель – Кто руководит оркестром?
Дети – Оркестром руководит дирижёр.
Музыкальный руководитель – Зачем оркестру нужен дирижёр?
Дети – Чтобы оркестр звучал слаженно, красиво…

Музыкальный руководитель – Молодцы, ребята! Мы с вами тоже можем создать сейчас настоящий оркестр, а Кирилл будет дирижёром. Возьмите музыкальные инструменты и внимательно следите за указаниями дирижёра.

Музицирование: Чичков «Полька»

Замечательный оркестр у нас получился, а дирижёр руководил, как настоящий профессионал! Пора продолжить наше путешествие.

Звучит музыка полёта.

Слайд 6. Вид Верхнего Уфалея

Слайд 7.Сабантуй
Музыкальный руководитель – Ребята, мы с вами попали на Сабантуй! Сабантуй – это национальный праздник татар и башкир, который проводится по окончанию весенних полевых работ. Люди радуются, готовят различные национальные блюда, поют, проводят соревнования и игры. Сегодня я познакомлю вас с башкирской народной игрой «Юрта».

Игра: «Юрта» – объяснение игры.

В игре участвует 3 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок».

Под звучание башкирской музыки дети разбегаются по залу и танцуют. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Музыкальный руководитель – Татары и башкиры – очень гостеприимный народ, на Сабантуе они всех угощают ароматным, душистым чаем. А не попить ли нам чайку?

(выносит поднос с «кружками») Угощайтесь, ребята, только осторожно, чай очень горячий. Давайте подуем на него.

Дыхательное упражнение: «Горячий чай»

– пояснение
– показ

Музыкальный руководитель – Напились вкусного чаю, пора лететь дальше.

Звучит музыка полёта.

Слайд 8. Вид Верхнего Уфалея

Слайд 9. ДШИ

Музыкальный руководитель – А это здание вам знакомо? (если дети затрудняются с ответом – пояснить самой) Это Детская школа искусств. В этой школе детей учат разным видам искусства: живописи, хореографии, искусству театра, игре на различных музыкальных инструментах, сольному и хоровому пению. Давайте заглянем в хоровой класс, послушаем, какую песню разучивают ребята.

Дети садятся на стульчики.

Пение: «Кто берёзку причесал?» Ярушин. – музыкальный руководитель исполняет мелодию песни на ксилофоне, дети узнают и называют её.

Музыкальный руководитель – Мы с вами тоже разучиваем эту песню. В каком характере будем её исполнять?

Дети – Напевно, ласково. – исполнение «вопрос-ответ» с педагогом, дуэтами.

Музыкальный руководитель – Как красиво мы спели! Ласково, напевно, протяжно! До свидания, школа искусств. Наш полёт продолжается.

Звучит музыка полёта.  Слайд 11. «Горы», «Хозяйка Медной горы»

Музыкальный руководитель – Наш Урал – край гор. Уральский писатель-сказочник Павел Петрович Бажов в своих сказах очень часто описывал красоту уральских гор, их богатства. Посмотрите, это же Медная гора из сказки Бажова «Хозяйка Медной горы»!

Кто-то выходит к нам навстречу. Ребята, вы узнаёте эту красавицу?

Дети – Это Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы обращается к детям (голос в записи). Дети находят малахитовую шкатулку с угощением.

Музыкальный руководитель – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Поспешим на ковёр-самолёт.

 Звучит музыка полёта.  Слайд 12. Детский сад.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель – Ребята, вам понравилось наше необычное путешествие? Что именно вам понравилось? (ответы детей) По какому городу мы путешествовали?
Дети – По городу Верхнему Уфалею.
Музыкальный руководитель – Как ещё можно назвать наш город?
Дети – Малая Родина.

Музыкальный руководитель – Молодцы! Мне было очень приятно путешествовать с вами (краткая оценка деятельности каждого воспитанника). Любите свой город, берегите его и, когда вырастите и уедете, всегда помните свою Малую Родину! (поёт) До свидания!

Дети (поют ответ) – До свидания!

Дети выходят под песню Ю. Никитина «Уфалейский вальс»

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь