Музейная педагогика

0
1121

Крюкова Оксана Васильевна
Воробьева Оксана Юрьевна
воспитатели
МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа

 

Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.

 

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Понятие «музейная педагогика», появившаяся в начале 1980-х гг., заимствованно из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлено на решение задач нравственно-патриотического воспитания.

материалы в печатный сборник 

Активное использование музейной педагогике в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства, патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотическому воспитанию дошкольников. Так одним из них в детском саду стала работа по созданию мини-музеев, которая проходит в 3 этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа в заседании педагогического совета педагоги обсуждают, что такое мини-музей, какого его значение в детском саду. Формулируют основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:

  1. – интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы детского сада и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности «Социально-коммуникативного развития», «Познавательного развития», «Художественно-эстетического развития», по воспитанию у детей патриотических чувств;
  2. – деятельности и интерактивности-мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и т.д.);
  3. – природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
  4. – научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, обьяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в тоже время доступным для ребенка языком;
  5. – гуманизации и партнерства – мини-музеи должны создавать условия для всестороннего развития ребенка, для поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект – субъектных отношений в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»;
  6. – культуросообразности-мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре. Общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
  7. – динамичности и вариативности-экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
  8. – разнообразия –в мини-музеях должны быть экспонаты, разные по форме, содержанию, размерам, отражающие историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
  9. – регионального компонента-мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Важная особенность мини-музеев в ДОО – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта по созданию мини-музея педагоги разрабатывают содержание экскурсий, семейных мероприятий, которые можно включить в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решать следующие задачи:

  • -выявление творческих способностей детей;
  • -расширение их представлений о содержании музейной культуры;
  • -развитие у детей начальных навыков восприятия музейного языка;
  • -создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Традиционная форма деятельности музеев – монологические беседы – в мини-музеях ДО заменяется образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: «Найди спрятавшийся предмет», «Восстанови интерьер», «Дорисуй картинку», «Одень героя» и т.д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО поможет педагогам найти новые формы взаимодействия с воспитанниками, разработать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Дошкольное детство – пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.

 

УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь