ПРОЕКТ «ПОЯСОК»

Семерез Анастасия Сергеевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
г. Старый Оскол

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

Современная педагогика применяет множество приемов и методик в процессе воспитания подрастающего поколения. Это делает обучение эффективным. Нашими предками множество лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Этнопедагогика – это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. В своей работе мы стараемся использовать комплексный подход, а также нестандартные приемы, при обучении вызывающие большой интерес у детей.

Одним из направлений в нашей работе является знакомство с русским бытом и народными обрядами. В группе создан центр «Наша Родина – Россия»,  в котором расположены альбомы «Быт русской избы», «Русский народный костюм», «Глиняная Старооскольская игрушка», «Промыслы Белгородского края». Также в нем есть куклы в русских народных костюмах, деревянная и глиняная посуда, тряпичные и соломенные куклы.

Так, рассматривая русский народный костюм дети обратили внимание на плетенный пояс. И мы решили познакомиться с плетением поясов и их значением в жизни русского народа.

Целью нашего краткосрочного проекта под названием «Поясок» стала воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольников через знакомство с атрибутом русского народного костюма – поясом.

Задачи проекта:

  1. Расширять и систематизировать знания детей о русских народных обрядах.
  2. Развивать познавательный интерес детей; расширять кругозор детей о русских традициях; воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительного отношения к обычаям предков.
  3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей страны, своего народа, его быта.
  4. Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, вызвать заинтересованность в сотрудничестве.
Рекламное сообщение

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Музыкально-театральная гостиная «Русский поясок».

Продукты проекта:

для детей

  • – Поделки, созданные детьми «Поясок».

для педагогов

  • – методические разработки по теме проекта;
  • – подбор наглядного материала;
  • – подбор русских народных игр.

для родителей

  • выставка детских поделок «Поясок».

Комплексно-тематическое планирование:

  1. – Рассматривание русского народного костюма;
  2. – Беседы «Виды поясов», «Значение цвета при плетении поясов»;
  3. – Подвижная игра «Невод»;
  4. – Знакомство с прялкой и шерстяными нитками;
  5. – Творческая мастерская «Поясок»;
  6. – Русские народные игры «Поясок», «Карусель»;

Музыкально-театральная гостиная «Русский поясок».

Дети входят в зал под фонограмму русской народной мелодии.

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь.
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Педагог.  А знаете, почему Русь называют деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения к избе тоже были деревянными. И всё, что в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Педагог.Главная хозяйка-матушка в избе была печь.  Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных — возле порога.
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!
Педагог.Сейчас посмотрим, как вы знаете предметы быта в избе. Слушайте загадки.

Четыре брата
Под одной крышей стоят. (Стол.)

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар.)

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Чего схватит — отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват.)

Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)

Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)

Все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки с миской.)

Педагог.А теперь я предлагаю вам  поиграть в русскую народную игру «Передай поясок». (Дети встают в круг. Водящий ходит по кругу с пояском. Дети говорят слова: «Наш Ваня идёт, Ваня пояс несёт, кому дать, кому дать, кому пояс передать?» Тот, кто получит пояс, рассказывает о каком-нибудь предмете старинного быта.
Самовар. Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Прялка. В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Люлька. Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Сундук. В старину в горнице на полу стоял сундук с крышкой на петлях и с замком, в нём хранили вещи. Он был большой и тяжёлый, на нём даже спали.
Лапти. Лапти — обувь, в которой ходили крестьяне на Руси. Их плели из лыка или бересты.
Коромысло. Это деревянная дуга с крючками на концах. На коромысле носили вёдра с водой.
Ухват. Это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь.
Кочерга. Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Кринка. Этот предмет делали из глины. В кринке хранили молоко.
Педагог.Ребята, а что это  за предмет  с которым вы сейчас играли? (Поясок). А вы знали, что на Руси никогда не ходили «распояской» – без пояса.По повериям, подпоясанного человека бес боится, леший в лес не заберёт, дитя кикимора не утащит. Считалось, что русалки одеты в белые рубахи, а леший в одежду на выворот, но обязательно без пояса.Взрослые носили пояса до 3,5 метров, оборачивали ими талию несколько раз, переплетали и оставляли свободными только концы. Он охранял своей магией важную часть тела — живот — «жизнь». В Белгородчине его называли «подпояска», и там они создавались из нитей цвета зари (красный, зелёный, фиолетовый, жёлтый) и чёрного (как символ вечного покоя, черноземной земли, ночи, данной для отдыха земли и людей).

Посмотрите, какие красивые пояса у нас с вами есть. Хотите с ними поиграть?  (Игра «Поясок». Дети по команде разбегаются по всей спортивной площадке, собирают пояса, быстро завязывают их поверх рубашек и встают к ориентирам по цвету пояса).

Педагог. «Покрова, покрова, отворяйте ворота, свадьбу (судьбу) приводите, женихом  благословите..». 14 октября праздновали на Руси Покров Пресвятой Богородицы. Завершались к этому периоду все сельскохозяйственные работы, начинался период ярмарок и свадеб, а также начинались мужские вече и сходы артелей, женские и молодежные посиделки.Вплоть до середины XIX века на Руси сохранялся обряд чтения поясных узоров во время смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора.

Педагог. А на ярмарках и свадьбах любили играть в игру «Карусели». (К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.

Когда девица была готова выйти замуж, она дарила избраннику поясок. И изменить решения после она уже не могла – у жениха ведь было на руках доказательство. Вот такие брачные документы были в старину.
На самой свадьбе поясом обвязывали жениха и невесту, соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Иной раз невеста раздавала в день торжества более ста поясков.

Педагог. Прослушайте произведение «По лужоченьку» (Свадебная плясовая русская народная песня). Какое настроение вызывает эта песня? Сразу хочется пуститься в пляс. Вот такие песни пели на свадьбе на Руси.

Педагог. В старину наши предки приветствовали друг друга русским поклоном. Так они выражали свое уважение. А вам понравились сегодня наши развлечения с пояском? Давайте закончим наше занятие поклоном. (Дети кланяются друг другу).

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2000

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь