Воспитание экологической культуры детей  раннего возраста

0
1597

Мещерякова Снежанна Викторовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»

         В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.

ФГОС дошкольного образования в образовательной области “Познавательное развитие”(статья 2.6) предусматривает формирование у детей представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Начинать экологическое воспитание можно в дошкольном учреждении  с приходом детей в 1 младшую группу.

Целью экологического воспитания малышей является обеспечение эмоционально-нравственного,    экологически      ориентированного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления;
  • Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами;
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому;
  • Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общения с природой.

Дети 2-3 лет легко включаются в совместную деятельность со взрослыми, манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и недолгое внимание легко сосредоточить любой новой игрушкой или неожиданным действием. Малыши в этом возрасте не могут долго заниматься  одним делом,им необходима постоянная смена событий. Слова для них-это абстракция, за ними должны стоять зрительный образ.Успех экологического воспитания можно обеспечить следующими способами:

  • -медленная выразительная речь;
  • -доброжелательное общение, понимание состояния малышей;
  • -частое переключение с одного вида деятельности на другой;
  • -частые похвалы в адрес ребенка
материалы в печатный сборник 

          Начинаются регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы: погодой, состоянием растительного мира.  Например, на прогулке педагог обращает внимание на небо, показывает солнце, облака или тучи. Вернувшись  с прогулки, раскладываются перед детьми картинки  с изображением явлений  неживой природы и просит выбрать ту, на которой изображено явление, которое они наблюдали.С первого раза дети не смогут найти правильную картинку, поэтому воспитатель сам выбирает. Но со временем, дети сами научатся  правильно выбирать картинку.

         Различные дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что ест» и другие предоставляют возможность детям закреплять знания о животном мире. Дети с удовольствием составляют животных из нескольких частей в единое целое, что способствует развитию не только познавательного интереса, но и совершенствованию ручной и пальцевой моторики. Система игровых ситуаций: «Что растёт на грядке», «Что нам осень принесла», «Фруктовый сад», «Вкусные ягоды» и другие и игр по ознакомлению детей с овощами и фруктами позволяет сформировать определённый уровень знаний у детей, развивающий умение уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на      группы.

Песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют, пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки, выясняем, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Проводятся игры с водой: “Маленькие уточки”, “Плывёт кораблик”, дети льют водичку,   переливают.

Дети экспериментируют не только с песком и водой, но проводили опыты со снегом. В процессе экспериментальной деятельности  ребята познакомились со свойствами снега, узнали, что снег белый, холодный и легкий.    Если поместить снег в посуду, то через некоторое время он  станет водой.  Вот столько всего интересного узнали дети!
Через изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства, изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды рябины      и      т.д.
Таким образом, с детьми ясельной группы воспитатель сосредотачивается преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании, больше говорит сам, чем дети, создавая словесно-действенный образец общения с природой. Показателем экологической воспитанности является добровольное и активное  участие детей в  совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей  зеленой зоны. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями детей.

Список литературы

  • Учебное пособие “Мир природы и ребенок”. Методика экологического воспитания дошкольников под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Санкт – Петербург 1998 г.
  • С.Н. Теплюк Пособие для педагогов дошкольных учреждений (для работы с детьми 2-4 лет). “Занятия на прогулке с малышами”. Москва 2006 г.
  • М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова “Малыш в мире природы”: методическое пособие для воспитателей и родителей. М. Просвещение, 2006 г.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь