Традиции народной педагогики как средство нравственного воспитания дошкольников

Левина Екатерина Александровна, тьютор
Паненко Надежда Сергеевна, тьютор
Назарова Таисия Анатольевна, тьютор
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик» 

г. Старый оскол

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

Этнокультурное воспитание – это  процесс, в котором цели и задачи ориентированы на развитие и социализацию воспитанника и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется внедрением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с другими народами своего государства; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

В настоящее время есть много путей и способов, но нельзя забывать о том, что интерес к народной культуре формируется у каждого ребёнка индивидуально.Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.

Для регулярного обобщения знаний детей о родном крае можно проводить знакомство с традициями и обрядами своего народа и вовлечением детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досуга, прививать навыки жизни в коллективе, где каждый ребенок самоценен и гармонизирован с коллективом.

Чтобы у дошкольников сформировалась эмоционально – положительное отношение к окружающему миру, использовать в своей работе элементы народного детского фольклора, вместе с детьми изучать и обыгрывать национальные традиции и обряды. При этом стараться, чтобы весь используемый материал был доступен детям по форме и содержанию, был ярким и красочным.

материалы в печатный сборник 

Приобщение к национальный культуре, ее богатому наследию, следует так же проводить через знакомство детей со сказками, играми. Создавать образовательные ситуации, включающие экскурсии, посещение музеев национального быта.

Цель использование данных методов – закрепление у детей представления о том, что каждый человек может создать прекрасное и этим доставлять большую радость людям. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем.

Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и в построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому этноподход в современном понимании – это психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в социокультурном пространстве, в процессе овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для этого этноса.

Психологи и педагоги утверждают, что наше общество подстерегает большая опасность — смещение нравственных ориентиров у подрастающего поколения в негативную сторону. У детей искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме.У дошкольников проявляется эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Утрачивается поддержание этнокультурных традиций.

Важно сформировать у подрастающего поколение умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и традиции такими, какие они есть. Именно поэтому приобщать детей к человеческим ценностям необходимо с дошкольного возраста. Ведь уже раннего возраста закладывается гуманное отношение к людям, природе, к окружающей действительности.Так же важно, чтобы социальный опыт ребёнка пополнялся множеством положительных поступков со стороны родителей, педагогов и  окружающих.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания является воспитание любви к Родине, родному краю. Чувство патриотизма воспитываются через приобщение к регионально — значимым этнокультурным ценностям.

Стоит подвести итог, что вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, должна быть направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом.

 

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь