Проект «Люби и знай свой Коми край»

0
1029

Семенова Ольга Евгеньевна
музыкальный руководитель
МДОУ Детский сад № 26
г. Ухта Республика Коми

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

ПРОЕКТ «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КОМИ КРАЙ» КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДА КОМИ

 

В подготовительных группах детского сада был реализован проект «Люби и знай свой Коми край». Итоговым завершением  проекта стал праздник-викторина «Коми край- Республика моя».

Актуальность проекта продиктована недостаточностью знаний детей о быте, культуре и традициях Коми Республики, в которой они живут, а также необходимостью восстановления утраченных связей современного человека с культурным прошлым своего народа. Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в дошкольном воспитании и начинается оно с воспитания любви к родному краю, к малой родине, где проживает ребёнок. Поэтому важно познакомить детей с традициями, обычаями культурой своего народа, показать красоту и ценность родного Коми края.

Цель проекта: формирование представлений о культуре, обычаях и традициях Коми народа через разные виды деятельности. Формирование эмоционально положительного отношения к этнокультурному наследию народа Коми.

Рекламное сообщение     

Задачи проекта:

-создать условия для  мотивации познавательной деятельности дошкольников в области формирования духовно-нравственного отношения к культурному наследию народа Коми (создание презентаций и демонстративного материала по тематике проекта)

-создать условия для активной игровой деятельности дошкольников через пополнение картотеки  по Коми играм, через создание дополнительных авторских музыкальных игр по тематике проекта

-развивать интерес к традициям, культуре народа Коми, воспитывать любовь  к своему краю через различные виды деятельности (игровая, музыкальная, продуктивная деятельность дошкольников)

-воспитывать чувство принадлежности  к малой родине, бережное отношение к природе родных мест

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный

Определение проблемы и цели проекта, методическая разработка плана деятельности (планирование образовательной деятельности для реализации проекта  и проектирование итогового мероприятия).

Подбор методической литературы (коми-фольклор, пословицы, поговорки, загадки).

Подбор предметов быта народа Коми.

Подборка музыки Коми народа.

Пополнение картотеки Коми народных игр.

Подбор атрибутов и костюмов для итогового мероприятия проекта.

Создание предметно-пространственной среды в музыкальном зале для творческой и познавательной деятельности дошкольников.

Создание презентаций по темам проекта, подготовка видеоматериала «Музыкальные инструменты», «Богатыри народа Коми», сюжет из балета «Яг Морт» коми композитора Я.С. Перепелицы.

Создание авторских музыкальных игр по теме проекта: «Баба  Ёма», «У Яг Морта нос большой», «Построй чум», «Сова и мыши», «Шур-шар из бересты», «Баба Ёма», «Игра с инструментами», «Олени и волк».

Подбор музыкального материала: песня «В Коми крае мы живем» Ибрагимова, музыкальная игра «У оленя дом большой» и др.

Подборка подвижных Коми народных игр «Важенка и оленята», «Олени и волк», «Баба Ёма», «Заводной шур-шар», «Яг Морт» и др.

Изготовление материала для дидактических игр.

2 этап основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о Коми крае.

  • ОО «Познавательное развитие»
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию народа Коми, развивать общий кругозор.
  • Формировать  и расширять представления  о Республике Коми: закреплять знания об основных символах РК (герб, флаг), понимать значение этих символов.
  • Познакомить с Гимном РК. Закреплять названия городов Республики, знать столицу РК, достопримечательности и богатства РК, закреплять знания о природе Коми края (животные, деревья, ягоды РК)
  • Познакомить с героями сказок и былин Коми народа ( Пера- Богатырь, Зарни- Ань- дочь солнца, Яг Морт- лесное чудище, Ворса- леший, хозяин тайги, Васса- хозяин воды, Баба Ёма- Баба Яга)
  • Познакомить с Коми-орнаментом и одеждой народа Коми.
  • Познакомить с музыкальными инструментами народа Коми.
  • Формировать представления о  промыслах и ремеслах  Коми народа. (оленеводство, рыболовство, охота, плетение из бересты, обработка кожи и меха, вязание, шитьё).
  • Закреплять представление о быте и традициях Коми народа.

Дополнительные мероприятия:

  • Экскурсия в Коми музей.
  • Беседы и просмотр презентаций и видеоматериалов по теме проекта.
  • Изготовление пособий и демонстрационного материала для образовательной деятельности с дошкольниками по тематике проекта.
  • ОО «Речевое развитие»
  • Обогащать словарный запас  детей в ходе образовательной деятельности.
  • Объяснить значение слов Парма, Малица, Туесок, Каюр.
  • Закреплять знание о  героях Коми сказок (Зарань- Богиня солнца, Баба Ёма, Яг Морт, Пера- богатырь, Ворса- хозяин леса и тайги, Васса- хозяин воды); Закреплять названия Коми музыкальных инструментов (щера-палич, чипсан- дудочка, тутш-тотш- колотушка, пупаньяс- ложки, ворсан табьяс- трещотка, шур -шар- погремушка, зиль-зель).
  • Способствовать практическому овладению нормами речи через игровую диалоговую речь.
  • Развивать свободное общение детей и взрослых.
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие»
  • Развивать представления о мире людей, о социальных нормах взаимоотношений в процессе познавательной игровой творческой деятельности.
  • Удовлетворять потребность в общении, развивать умение договариваться, действовать  сообща, умение сопереживать, ждать своей очереди,  умение преодолевать разочарования, умение распределять  роли.
  • Учить ценить старинные предметы быта.
  • Развивать доброжелательные отношения между детьми в ходе игровой, познавательной, продуктивной деятельности дошкольников.

 

  • ОО «Художественно-эстетическое развитие»
  • Формировать  эмоционально положительное отношение к этнокультурному наследию народа Коми через различные виды музыкальной, игровой, продуктивной  деятельности  (пение, слушание музыки, игра на Коми музыкальных инструментах, игровая,  танцевальная деятельность, дидактические  музыкальные игры, лепка, рисование, аппликация, чтение художественной литературы, знакомство с Коми фольклором).
  • Вызывать интерес и любовь  к Коми народной музыке, вызывать желание исполнять песни, воспевающие красоту Коми края.
  • Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения танцевальных движений, образных игровых действий.
  • Приобщать к музыкально-художественной деятельности, развивать музыкальный слух, общие музыкальные способности, художественный вкус.
  • Закреплять знание о Коми музыкальных инструментах, развивать тембровый, ритмический слух, уметь угадывать инструменты по звучанию.
  • Развивать представление о декоративном искусстве Коми, о характерных особенностях Коми орнамента, предметах быта Коми народа.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

 

  • ОО «Физическое развитие»

 

  • Создать условия для активной  деятельности дошкольников  через повышение двигательной активности посредством игр.
  • Удовлетворять потребность в движении, развивать ловкость, быстроту реакции, укреплять осанку, развивать умение владеть своим телом, развивать координацию движений.
  • (Разучивание подвижных игр «Баба Ёма», «Построй чум»,  « Пера-Богатырь», «Яг морт», «Сова и мыши» « У оленя дом большой» и др.)

Дополнительные занятия по теме проекта:

ООД «Лепка» – предметы утвари Коми народа(чугунок, туесок, погонщик оленей)

ООД «Рисование» – «Коми-малица», «Герои Коми сказок», «Украсим одежду Коми орнаментом», «Украсим избу узором Коми»

ООД «Аппликация» – основные элементы Коми орнамента.

ЧХЛ – сказки и былины народа Коми «Пера- богатырь», «Яг Морт»;

речевой фольклор Коми народа, загадки, пословицы, поговорки.

За время реализации проекта воспитанники узнали много нового и интересного о Коми крае, познакомились с гимном Республики Коми и основными символами – гербом  и флагом РК, научились понимать значение этих символов.

Расширились представления ребят о достопримечательностях и богатствах РК. Дети закрепили знания о природе Коми края (животные, деревья, ягоды РК), о городах нашей Республики, о её столице.

Воспитанники познакомились с Коми народными сказками и былинами.

Особенно запомнились ребятам герои сказок Коми народа (Пера-Богатырь, Зарни-Ань- дочь солнца, Яг Морт- лесное чудище, Ворса- леший, хозяин тайги, Васса- хозяин воды, Баба Ёма, Вокуль – хозяин болота).

Одним из блоков в области познавательного развития стал раздел по ознакомлению с одеждой Коми народа и с её национальным орнаментом. Ребята с удовольствием отгадывают коми-орнаменты и научились самостоятельно выкладывать схемы различных коми- орнаментов.

У детей сформировались представления о быте, основных  ремеслах и промыслах Коми народа (оленеводство, рыболовство, охота, плетение из бересты, обработка кожи и меха, вязание, шитьё кукол).

В ходе цикла занятий значительно расширился  словарный запас детей.

Ребята познакомились с новыми понятиями и словами (парма, малица, туесок, чум, каюр); закрепили имена Коми-героев (Зарань- богиня солнца, баба Ёма, Яг-Морт, Пера – богатырь, Ворса – хозяин леса и тайги, Васса – хозяин воды); узнали и закрепили названия Коми музыкальных инструментов(щера-палич, чипсан-дудочка, тутш-тотш- колотушка, пупаньяс- ложки, ворсан табьяс – трещотка, шур – шар – погремушка, зиль-зёль, сярган, пу-барабан).

В ходе подготовки к итоговому мероприятию ребята разучили много новых Коми игр, что, несомненно, оказывает прямое воздействие на социализацию  каждого ребенка. Дети  овладевают  нормами речи через игровую диалоговую деятельность, развивается навык свободного общения со сверстниками и со взрослыми.

Итоги проекта:

-созданы условия для  познавательной деятельности дошкольников в области формирования духовно-нравственного отношения к культурному наследию народа Коми (создание презентаций, дидактических игр, демонстративного материала по тематике проекта)

-созданы условия для повышения познавательного интереса дошкольников к области ознакомления с Коми краем

-создана благоприятная развивающая среда для активной игровой деятельности дошкольников через пополнение картотеки  по Коми играм, через создание дополнительных авторских музыкальных игр по тематике проекта

-сформировался интерес дошкольников к традициям и культуре народа Коми.

Все это является основой духовно-нравственного воспитания дошкольников. Такие мероприятия создают эмоционально положительное отношение к этнокультурному наследию народа Коми, воспитывают чувство гордости и любовь к родному краю, бережное отношение к природе родных мест.

Ребята активно принимали участие в викторине, показали все свои знания и умения, получили массу положительных эмоций. В конце праздника каждый получил памятную медаль «Знаток коми края». И по детсадовской традиции были преподнесены угощения – ароматные Коми-шанежки и пирог с брусникой!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь