Червенко Екатерина Владимировна
Ноздринова Ирина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС №26 «Солнышко»
г. Старый Оскол
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
На сегодняшний день в образовательном пространстве Российской Федерации в общем, в Белгородской области в частности представлен большой перечень парциальных образовательных программ, способствующих всестороннему развитию детей, приобщению к культурным ценностям большой и малой Родины. Обращаясь к вопросу приобщения дошкольников в МБДОУ ДС №26 «Солнышко» города Старый Оскол Белгородской области к изучению культурных ценностей, традиций, достояния поколения Белгородчины стоит выделить парциальную образовательную программу «Здравствуй, мир Белогорья!». Педагоги МБДОУ используя в своей практики данную программу преследуют цель реализации проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» – «Дошкольник Белогорья»[1]. При внедрении в практику данной программы педагоги-воспитатели способствуют развитию познавательной активности дошкольников с учетом углублённого изучения социокультурных традиций народов Белгородского края, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, а также социальный заказ родителей (законных представителей). Данная программа предусматривает изучение дошкольниками культуры Белгородчины, традиций, а также знакомств с выдающимися деятелям искусства, спорта. В рамках парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» педагогами ДОУ систематически проводятся тематические беседы, направленные на ознакомление дошкольников с особенностями труда Родного края.
Система занятий по парциальной программе «Здравствуй, мир Белогорья!» в МБДОУ ДС №26 «Солнышко» реализуется в рамках основной образовательной программы в старших и подготовительных группах, утверждена на педагогическом совете ДОУ. Занятия по парциальной программа проводятся один раз в неделю, строятся на базе комплексно-тематического планирования, представленного в описании самой программы. В результате активного использования данной парциальной программы за последние два года, стоит отметь, что у дошкольников сформировались устойчивые интересы к изучению культурного наследия своей малой Родины. Наши дошкольники хорошо ориентируются в знаниях народных костюмах Белгородчины и в общем в истории происхождения узоров на русско-народных нарядах, особенностях их ношения. Большое внимание уделяется изучению литературы Белгородчины. Наш край знаменит такими выдающимися писателями как: Н.С. Краснов, В.С. Жуковский, Н.С. Перовский, В.С. Буханов, И.А. Чернухин, А.С. Аляутдинов, Т. А.Макарская, Н.Г. Овчарова, В.В. Михалёв. Наша задача формировать у дошкольников знания о произведениях данных писателей, познакомить с их биографией. В рамках изучения литературы Белгородчины совместно с дошкольниками мы ставим тематические театрализованные постановки по изученным произведениям, где дошкольники не просто знакомятся с литературными произведениями Белгородской области, но и происходит их творческая самореализация. На таких мероприятиях дети учатся взаимодействию друг с другом, происходит их социализация на основе знакомства с культурными ценностями алой Родины.
Также парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» дает новые возможности для активного взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников. Наши педагоги проводят мероприятия, направленные на знакомство с культурой Белгородчины через совместные мероприятия, где родители (законные представители) принимают активное участие, проводятся «круглые столы», где родители приносят частичку истории нашей Родины. Так, например, проводилось мероприятие, приуроченное празднованию Дня России 12-го июня, где родители приносили из дома предметы старины (глиняные кувшины, свистульки, посуду, прялки, некоторые родители даже принесли русско-народные костюмы). На данном мероприятии родители рассказывали откуда у них появились те или иные вещи, предметы, а также они заранее подготовили небольшие доклады об истории данных вещей. Все эти обсуждения проводились за накрытым столом в русско-народном стиле. На столе стоял самовар, который тоже принеси родители, были угощения (баранки, пряники, испеченная дома сдоба).
Такие мероприятия способствуют знакомству дошкольников с историей своей Родины, сплачивают коллектив и семьи дошкольников.
Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» создает оптимальные условия для приобщения дошкольников к изучению культурно-исторических ценностей Белородчины.