Садовская Анастасия Руслановна
Цуканова Ирина Александровна
Гладченко Елена Ивановна
воспитатели
Муштатова Ольга Александровна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Г. Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
Секция 1 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»
название – Привитие дошкольникам интереса к истории родного края и уважительного отношения к Родине, через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»
Родина, так мало букв, но так много смысла… Сознание Родины у детей начинается с его рождение – это отношение к самым близким тебе людям: к матери, бабушке, отцу, дедушке. Это корни, объединяющие его с родным домом и ближайшим окружением. Связь к Родине – это и есть патриотизм.
В 21 веке, вопрос о патриотическом воспитании и привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине в дошкольных учреждениях стал особо современным и актуальным. Направленность работы воспитателей в данном направлении состоит в том, чтобы культивировать и возродить в сердцах детей любовь к родине, родному дому, истории родного края, культуре и духовному богатству нашего народа и города.
Задачи патриотического воспитания:
- – Воспитывать у детей любовь и теплые отношения к своей семье, родному, дому и городу, детскому саду, улице.
- – Воспитывать добрые и бережные отношения к родной природе и всему живому.
- – Воспитывать уважение к взрослому труду.
- – Знакомить детей с символикой нашего государства.
Данные задачи воплощаются во всех видах детской деятельности в ДОУ: на занятиях, прогулке, праздниках и развлечениях, в играх, в труде и быту.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», реализуется в четырех направлениях патриотического воспитания детей:
- – Трудовое воспитание,
- – Патриотическое воспитание дошкольного возраста.
- – Формирование основ безопасного поведения на улице родного города, в природе и в быту.
- – Развитие игровой деятельности детей с целью приобретения различных социальных ролей.
В подготовительной группе №13 «Радуга», педагоги воспитывают не только патриотические чувства к своей большой и малой Родине, но и формируют правильные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в жизни и в поведения в быту родного города.
В дошкольном учреждении все педагоги внедряют в область социально-коммуникативное развитие – парциальную программу дошкольного образования «Мир Белогорья, я и мои друзья». Авторы: Волошина Л.Н., Серых Л.В. Белгород: изд. БелИРО.
Внедрение регионального компонента в ДОУ, является важной частью современного общества. Педагогом требуется формировать у воспитанников чувства любви к Родине, к месту, где он родился и живет, развивать умение наблюдать за красотой окружающей жизни.
Целью регионального компонента, является развитие у всех воспитанников системы знаний о уникальности родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории.
Парциальная программа «Мир Белогорья, я и мои друзья» направлена на создание условий для социально-коммуникативного развития детей с учетом социокультурных традиций Белгородской области.
В основу программы должны быть внедрены игровые технологии, ориентированные на приобретение ребенком социального опыта, которые вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивают освоение коммуникационных умений. Именно игры дают возможность понимать разные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности или грубости, учат разнообразию эмоциональных проявлений, а также помогают ребенку осваивать духовные и общечеловеческие ценности.
Задачи программы – формировать уважительное отношение и положительные чувства к своей семье, малой и большой родины России. Педагоги внедряют в своей работе с детьми нужные представления о социокультурных ценностях, традициях и праздниках Белгородской области. Научные основы программы ориентированы на культурологический, деятельностный, региональные подходы.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников следует разрабатывать в процессе активной деятельности, поэтому содержательные компоненты программы строятся на самых разных видах детских игр. Эти игры могут быть использованы для совместных занятий родителей с детьми, воспитателями в непосредственно-образовательной деятельности и режимных процессах.
В группе №13 «Радуга» воплощаются такие виды игр как:
- – имитационные («Маленькие патриоты», и т.д),
- – организационно-деятельностные, («Как прадеды мир отстояли», «Поедем в Край родной» и т.д),
- – ролевые, («Русский солдат не знает преград» и т.д),
- – деловой театр, («Кем я буду в Армии служить» и т.д),
- – дидактические игры (они состоят из блоков «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой город (поселок, село)», «Моя Белгородчина», «Символы Нашей страны»).
Так же кроме парциальной программы дошкольного образования «Мир Белогорья, я и мои друзья», в нашей группе, используются и другие различные методы внедрения патриотизма у детей. Например одна из любимых нетрадиционных методов работы с детьми – это проектные технологии по воспитанию и развитию детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине.
Под смыслом проектом подразумевается самостоятельная и коллективная завершенная работа, которая имеет значимый результат в работе. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходимо применить исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Какие проекты используются педагогами данной группы с детьми?
Творческо-исследовательские: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
Ролевые – игровые: включают в себя элементы творчески, необычных игр, когда дети входят в образ персонажей сказки писателей или творческой разработки-фантазии и решают по-своему поставленную проблему.
Информационно-практико-ориентированные: В данном проекте воспитанники собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. “Родимый свой край любви познай! “Эх, берёзка русская», «Хлеб всему голова», «Белогор и Белогорочка»).
Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. д.
Нормативные: проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду», «Один дома», «Полюби природу свою, как самого себя», «Относись к людям так, как хотел бы относиться к себе» и др.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – моно-проектами.
В данных проектах могут участвовать родители воспитанников, ведь их роль очень важна для поддержки и развития патриотических чувств дошкольников. В данной работе родители должны стать непременными участниками и показателями по жизни, оказывать помощь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально культурных и трудовых традиций.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения творческих задач, а также учебных, с помощью мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Именно через выбранную педагогами область, формируется целостное видение картины окружающего мира, но не следует забывать про другие области, которые так же положительно воздействуют при работе с детьми в дошкольных учреждениях.
Таким образом, можно сказать, что использование данных проектов и парциальной программы дошкольного образования «Мир Белогорья, я и мои друзья», в группе №13 «Радуга» в направлении нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, что бы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе и гордится совей Великой и малой Родиной.