У нас сегодня в гостях Елена Владимировна Колесникова – автор программы «Математические ступеньки» (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО), педагог высшей квалификации, Отличник народного просвещения, лектор Московского Института Открытого Образования.
Е. Колесникова 30 лет работала в дошкольных учреждениях г. Москвы воспитателем, методистом и тифлопедагогом. Она обобщила опыт своей многолетней работы и представила его в виде авторской программы. Сегодня каждый третий дошкольник страны обучается по книгам «Математические ступеньки».
М.Д. Елена Владимировна, расскажите нам немного о своей программе «Математические ступеньки».
Е. Колесникова. Моя программа предназначена для развития математических представлений у детей 3-7 лет. Рекомендую её всем участникам образовательного процесса. Программа подаётся в виде отдельных модулей, состоящих из организационных блоков, которые взаимно связаны и зависимы:
- Программа «Математические ступеньки» (что делать).
- Методическое пособие (как делать, сценарии занятий).
- Рабочая тетрадь, соответствующая возрасту ребенка (где делать).
- Демонстрационный материал (для зрительных ассоциаций).
- «Диагностика математических способностей у детей 6-7 лет» (для анализа полученных результатов).
М.Д С 1 сентября 2023 г. все детские сады России начали работать по Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО). Какие внесены изменения в пособия?
Е. Колесникова. Специалисты издательства «ТЦ Сфера», с которым я плодотворно сотрудничаю почти 25 лет, обновили рабочие тетради и методические пособия с учётом требований ФОП ДО. В методических пособиях появились разделы «Способы и направления поддержки детской инициативы», «Интегрируемые образовательные области», которые позволят эффективно организовать занятие.
М.Д. Как пособия серии «Математические ступеньки» помогут воспитателям достичь планируемых результатов в области развития математических представлений?
Е. Колесникова. В своей рабочей тетради «Я начинаю считать» я предлагаю деткам выполнить игровые задания, которые развивают внимательность, зрительную память, логику. Они раскрасят большую машину красным карандашом, поменьше — жёлтым, самую маленькую — зелёным. С помощью рабочей тетради «Я считаю до пяти» дети освоят счёт. Выполняя задания, дошкольники обведут цифры по точкам и напишут их в клетке, нарисуют треугольник и трапецию по образцу, соединят картинку с соответствующей цифрой. Каждая тетрадь содержит задания, которые соответствуют ФОП ДО в области познавательного развития.
М.Д. Ваша авторская технология «Математические ступеньки» востребована среди педагогов на протяжении 25 лет. На Ваш взгляд, в чём секрет успеха?
Е. Колесникова. Михаил Ломоносов говорил: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных в воображении». Мой опыт работы с детьми составляет более 30 лет. Я с радостью поделилась своими практическими разработками с коллегами. Они востребованы много лет, потому что это фундамент базовых математических представлений у дошкольников. Пособия и рабочие тетради видоизменяются, переиздаются, но в основе остаются учёт возрастных особенностей детей, принцип от простого к сложному, использование наглядных методов обучения с внедрением инновационного подхода.