Развитие познавательных интересов дошкольников

0
416

Батакина Вера Николаевна
учитель-логопед
Абдуллаева Ольга Валерьевна
Умярова Ольга Николаевна
воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»

название – Развитие познавательных интересов дошкольников на основе социокультурных традиций Белгородской области в рамках парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!»

Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает у него основы нравственности и патриотизма. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Проблема развития познавательных интересов дошкольников о социокультурных традициях Белгородской области – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что развитие интереса является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

В связи с этим в нашем детском саду реализуется примерная парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направленная на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

материалы в печатный сборник 

В своей работе по развитию познавательных интересов дошкольников о социокультурных традициях Белгородской области мы выбрали технологию проектирования, которая является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательных интересов детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки гражданских качеств. В этом возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, перед педагогами ДОУ стоит задача «формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств».

Для реализации данного направления через проекты используем:

  • – специально организованную деятельность, на которой даем сведения о достопримечательностях городов Белгород и Старый Оскол, знакомство с символикой городов, песнями и традициями;
  • -беседы: «Мое родное Белогорье», «Моя улица», «Разнообразие природы Белогорья», знакомство с русской избой «Как жили наши дедушки и бабушки»;
  • -посещение краеведческого музея, виртуальная экскурсия в музей –диораму «Курская битва».
  • -экскурсии по городу, знакомство с историей города;
  • -чтение краеведческой литературы о городе.
  • -тематические дни, посвященные Дню города, Дню защитника Отечества, путешествие в прошлое «Быт русского народа в старину»;
  • -оформление семейных выставок: «Моя дружная семья», «Как я отдыхаю с родителями», «Народные умельцы»; «Русские – народные игрушки»;
  • -сюжетно – ролевые игры: «Строю дом», «Строю свой город», «Мы металлурги»,«Аэропорт Белгорода», «Семья», «Одень куклу в национальный костюм» и т. д.
  • -выставка рисунков «Мой город самый красивый», «Моя семья», «Мой папа самый лучший», «По мотивам русских народных сказок», «Русские народные игрушки»;
  • -систематическое участие детей в городском конкурсе рисунков по патриотическому воспитанию.
  • -интегрированные занятия: «Удивительные имена наших городов Белгород и Старый Оскол», «С днем рождения, мой город», «Что расскажут нам улицы нашего города», «История городов Белгорода и Старого Оскола», «Народная игрушка – матрешка», «Знакомство с русской избой», «Знакомство детей с Борисовской глиняной посудой»;
  • -фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Горница собирает гостей», «Посиделки с русским чаем», «Здравствуй Масленица». «Любимый край – родное Белогорье», «В гостях у хозяйки избы»;
  • -Фото экспозиция: «Быт русского народа»;
  • -семейные художественно-творческие проекты: «Я и моя семья», «Горница собирает гостей», «Мой любимый город»;

Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательных интересов о социокультурных традициях Белгородской области, формирования интегративных качеств личности ребенка, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. В ходе совместной проектной деятельности дошкольники узнали много интересного о Белгородчине. Стали гордиться тем, что живут в такой красивой области. Реализация детских проектов способствовала развитию у дошкольников связной речи и коммуникативных навыков. Презентуя проекты, дети и родители показали, как они любят город, в котором живут, как много знают о нем.

Очень важна активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, осознание себя частицей малой Родины, гражданином России.

В заключении можно отметить, что работа по данной программе поможет детям узнать о родном крае, в котором они живут, о достопримечательностях, великих людях, которые когда- то жили на Белгородчине.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ребенку установить положительное отношение с миром людей, миром природы и самим собой. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Список литературы:

  1. Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16.
  2. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!» / Л.В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина, Белгород: издательство ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2015 г., 400 стр.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь