Пушкова Наталья Александровна
Гончарова Марина Касимовна
Ангелюк Людмила Сергеевна
воспитатели
МБДОУ детский сад №45 «Росинка»
Старооскольского городского округа
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Использование этнической культуры в образовании и воспитании дошкольников, необходимость как можно более раннего и всестороннего приобщения детей к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур в современной педагогике не подвергается сомнению. В последние годы проблема этнической культуры в образовательном процессе стала одной из наиболее острых проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом.
В основе формирования у воспитанников этнокультурных представлений лежат ощущения, которые возникают при восприятии тех или иных явлений и объектов окружающей действительности. Поэтому, с целью формирования прочных этнокультурных представлений, дошкольников необходимо включать в познавательно-исследовательскую деятельность. Одной из форм такой работы является исследовательская деятельность, в виде проектов.
Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности; не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа; является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности; предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Данная форма работы соответствуют основополагающим принципам дидактики, несмотря на то, что вошла прочно в педагогическую практику в не столь далекие времена.
При формировании этнокультурных представлений необходимо учитывать следующие факторы:
– возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
– особенности развития игровой деятельности;
– скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
– особенности контингента детей группы ;
– специфика педагогических задач в тот или иной период;
– особенности индивидуального стиля педагогов группы.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать как исследовательские, так и творческие проекты. В первом случае результатом будут новые знания, полученные в ходе исследования. Во втором – продукт творческой деятельности (макет, коллекция, музей, каталог и др.). При этом проекты, реализуемые вместе с детьми, могут быть не только индивидуальными, но и групповыми.
Реализуя исследовательский проект, педагог с детьми также может выполнить какое-либо творческое задание – это только упрочнит знания, полученные в ходе исследования.
Важными условиями данных форм работы с детьми являются инициализация работы по теме проекта или исследования, выполнение всех этапов деятельности, активность детей на протяжении всей работы по теме, подведение итогов и защита проекта (исследования).
Чтобы проект (исследование) исходили от ребенка, педагог должен грамотно построить общение с детьми, организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию познавательных интересов обучающихся, позволять детям брать инициативу в свои руки. Появление в группе нового атрибута (куклы в народном костюме, старинных фотографий или игрушек) может положить начало проекту (исследованию). Новое слово, услышанное в сказке пословице, загадке также может вызвать у детей вопросы, ответы на которые искать они будут искать вместе с педагогами и родителями.
Например, при появлении куклы в народном костюме в группе ДОУ могут возникнуть проекты «Как одевались наши дедушки и бабушки», «Почему русский костюм был украшен вышивкой», «Где растет рубашка» и другие. В ходе реализации данных проектов и исследований дети не только познакомятся с элементами народного костюма, его особенностями, но и с произведениями фольклора, в которых упоминается народный костюм, смогут выполнить ряд творческих заданий. Например, выпустить «Журнал мод русской красавицы», создать и сшить коллекцию одежды для русской девушки и богатыря, сборник фольклора об одежде.
В таких проектах как: «Сказка – ложь, да в ней намек», «В гостях у сказки», «По следам сказок», «Чему учат сказки» дети узнали о разновидностях сказок, о дружбе, смекалки, находчивости. Научились ценить доброту, взаимопомощь, обрели новых друзей. Сказочные герои своими поступками помогли ребятам разобраться со своими поступками, научились отличать добро от зла, правду от лжи, стали честными, смелыми и справедливыми. Дошкольники в ходе исследования узнали историю возникновения сказок, оформили с педагогами выставку «Моя любимая книга», создали книжку-малышку с картинками для малышей.
При изучении тем: «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Продукты питания» могут возникнуть проекты «Молочные реки, кисельные берега», «Где вырос хлеб?», «Что ели наши бабушки и дедушки?», «Зачем городу супермаркеты?».
В ходе реализации проекта «Самый выгодный магазин» дети, взрослые, родители создали книгу вкусной и полезной пищи. При этом дети вместе с педагогами и родителями выбрали самые полезные овощи, фрукты, продукты, напитки и разместили их на страницах.
В результате реализации исследовательского проекта с детьми дошкольного возраста мы можем получить не только коллекцию, каталог, выставку, но и даже музей. Реализация таких проектов по продолжительности может занять от нескольких месяцев до года. В ходе данной работы дети, родители и педагоги будут находить экспонаты для своего музея, реализовывать мини-проекты по их изучению. Это может быть, например, музей магнитиков, посвященный родному городу или городам России и даже мира. В ходе его создания дети познакомятся с достопримечательностями своего города, страны, мира, историей их возникновения и культурным значением, традициями и культурой народов своей страны и народов мира. Создавая музей, педагог с детьми также может познакомить детей с устройством музея, создать его паспорт, разработать экскурсии по музею. При этом, на протяжении всего времени реализации проекта у детей будет сохраняться интерес к изучаемым предметам, в том числе по той причине, что они сами являются инициаторами их изучения (информация собирается о тех предметах-экспонатах, которыми пополняют музей дети и родители), в процессе создания музея дети знакомятся с различными профессиями, узнают об устройстве музея. После окончания проекта работа в музее сможет продолжиться: дети будут проводить сюжетно-ролевые игры, экскурсии по музею с детьми других групп.
Так, в группе может быть создан музей русской куклы (дети с педагогом и детьми изготавливают самостоятельно кукол), музей русской игрушки, музей глиняной посуды, музей любимой книги.
При изучении таких тем, как дом и жилище, дети с педагогом могут в ходе проекта создать модели современного дома или квартиры и модели жилища, в котором жили наши предки (изба, терем). Обустраивая избу старинными предметами обихода и мебелью, дети будут изучать их назначение, виды деятельности, особенности труда и ремесел своих предков.
Исследовательские умения и навыки, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, в дальнейшем легко переносятся на иные виды деятельности. Важно помнить при организации деятельности дошкольников, что самые ценные и прочные знания – те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
.