Только трудом держится дом

0
1769

Каримова Альбина Асхатовна
музыкальный руководитель
Омарова Наталья Александровна
Вильман Анжелика Эдуардовна
воспитатели
МДУ «Детский сад № 2 компенсирующего вида»
г. Мончегорск, Мурманская область

 

Только трудом держится дом
Конспект сценария – развлечения с элементами русского фольклора для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Цель развлечения: приобщение детей к русской народной культуре через исполнение народных песен, участие в народных играх.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • приобщать детей к русскому народному музыкальному искусству;
  • расширять активный словарь детей, представления о русском деревенском быте, весенних работах, закреплять знание пословиц, поговорок о труде;
  • формировать у детей певческие умения и навыки;
  • развивать у детей умение обыгрывать небольшие по объему сценки с использованием доступных средств выразительности (мимика, жесты, движения);

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к народному музыкальному искусству через исполнение песен, участие в русских народных играх;
  • воспитывать ответственность, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим;
  • создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.
Рекламное сообщение     

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, желанные! Рада вашему приходу! На улице холод, а в доме тепло и уютно. Семья у меня большая – семь дочерей, да семь сыновей. Они уже взрослыми стали, свои семьи имеют. Меня внуками радуют. Детушки они ладные, песни поют складные… (звучит музыка, дети входят под музыку, выстраиваются лицом к зрителям). Вот они, мои внучата! Семья вместе – так душа на месте. (Предлагает детям сесть на стульчики.) Посмотрите, ребята, сколько гостей к нам пожаловало, поздоровайтесь с ними. (здороваются). На Руси говорили: «Гость на порог – и счастье в дом!» Поэтому мы гостей песней доброй встретим!

Дети исполняют песню «К нам гости пришли» А. Филиппенко

Хозяйка. Молодцы, внучата мои! Хорошо поете!  Сегодня праздник, но от дел не уйдешь… Коровушку накорми, подои. Курочкам пшена насыпь. Да печку растопить надо, хлебушек испечь, а потом в доме прибрать. Ох, тяжелая моя забота!

Ребенок. Бабушка, посмотри помощников у тебя сколько! На то и семья, чтобы друг другу помогать!

Хозяйка. И то, правда! Только трудом держится дом! Вы ребята, мне по хозяйству поможете? (ответ) Сейчас, распоряжусь: Ты, Савельюшка, водицы в дом принеси. Камилушка, пол подмети. Сонечка, кашу свари! А Аня и Катя, на стол помогут накрыть. Мальчики, дров принесите, кур покормите. Егор и Яша, стул почините. А коту Белогрудке лежать да за всеми приглядывать.

Звучит русская народная музыка веселого характера. Все дети одновременно принимаются за работу. Хозяйка управляет, помогает детям, используя пословицы и поговорки (ситуативно).

Садятся на стульчики

Хозяйка: спасибо, внучата, за помощь! Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле, но с давних времен встречались и лентяи. Про таких говорили – «Труд кормит, а лень – портит». А еще про них шутливые небылицы складывали. Давайте-ка их гостям расскажем!

Дети выходят и встают врассыпную по всему залу. исполняют. шутливые диалоги

1 девочка: Лодырь да бездельник,
Им праздник и в понедельник!

Мальчик Тит с большой ложкой:

Ты меня, работушка, не бойся,
Я тебя не трону!

2 девочка: Ох, и лодырь!
Лежит целый день,
Не жнёт, не косит!
– Тит, иди зерно молотить!

Тит: Живот болит!

2 девочка: – Тит, иди кашу есть!

Тит: – Где моя большая ложка?

2 девочка: – Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

два мальчика:

– Где ты, брат Иван?
– В горнице!
– А что делаешь?
– Помогаю Петру!
– А Петр что делает?
– Да на печи лежит!
– Вставай, Дуняшка, уже день занимается!
– Пусть занимается, у него до вечера много дел!
– Вставай, Дуняшка, уже солнышко всходит!
– Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!
– Вставай, Дуняшка, каша готова!
– А я уже, матушка, за столом сижу!

Хозяйка: – Не уважают лентяев в народе, даже поговорку придумали: «Спишь, спишь, а отдохнуть и некогда!» А вы, ребята, любите трудиться? (ответ)

ДЕТИ:

– Долог день до вечера, коли делать нечего.
– Умелые руки не знают скуки!
– Была бы охота – будет ладиться работа.
– Землю красит солнце, а человека – труд.
– Где труд – там и счастье.
– Скука – от безделья, мозоли – от работы.
– Судят не по словам, а по делам!

Хозяйка: – Верно вы, ребята, сказываете! У хорошего хозяина и дом крепок, и урожай на поле будет. Надо и нам делом заняться. Весенние работы уж не за горами – надо будет огород вскопать, грядки сделать, семена посадить. А чтобы весна хорошая была, да поскорее тепло пришло, давайте Весняночку споем, хоровод заведем!

Исполнение «Веснянка» украинская народная песня («Ой, бежит ручьем вода…»)

Хозяйка: – Вот уж солнышко высоко встало, в нашем доме никто не сидит без дела – девчата рукоделием занимаются, а мальчики – на огороде трудятся. Давайте-ка на них поглядим. Для начала – заглянем в девичью светелку.

Девочки садятся в центре зала с рукоделием, поют песню:

Вот я с пяльцами сижу,
И иглу в руке держу,
Ай, ли, ай-люли и иглу в руке держу
Вышью аленький цветок –
Будет ярким мой платок.
Ай, ли, ай-люли, будет ярким мой платок.

Входит Хозяйка (стучит):

Эй, девчата, не поможете ли мне печку растопить? Пирогов хочу напечь, да боюсь без вашей помощи к обеду не успею.

1 девочка: – Ой, бабушка, печку топить – руки испачкаются, платочек замарается!
2 девочка: – Ручки занозой поранятся. Как же нам потом вышивать?
Бабушка: – Ой, девчата, даже не подумала об этом. Пойду, мальчиков попрошу!

Девочки поют:

Будет ярким мой платок,
С ним пойду я в хоровод.
Ай, ли, ай-люли с ним пойду я в хоровод
С ним пойду я в хоровод,
Удивится весь народ!
Ай, ли, ай-люли, удивится весь народ!
Я плясать-то мастерица,
Мне платочек пригодится!
Ай, ли, ай-люли мне платочек пригодится! (пляшут)

Бабушка: – Девчата, мне бы кто помог посуду помыть, да маслице взбить…
3 девочка: – Ой, бабушка, у нас столько работы! Даже минутки свободной нет!
4 девочка: – Столько работы, что ручки болят! Отдохнуть хотят, да времени нет!
Бабушка: – Ручки утрудились, знать действительно работы много. Ну, ничего, сама справлюсь.

Девочки поют:

Рукавицы я свяжу, в них зимой гулять пойду.
Ай, ли, ай-люли в них зимой гулять пойду!
Рукавицы хороши, постаралась от души.
Ай, ли, ай-люли постаралась от души!

Бабушка: – Как работа ваша, девчата? Все ли получается?

Девочки: – Была бы охота – будет ладиться работа.

Бабушка: – Молодцы, девчата! И я много дел переделала: мальчики мне дров нанесли, печку растопили. Я пирогов напекла, да таких вкусных, ароматных! Стол накрыла, чаю в самоваре вскипятила. Вот сейчас пойду, мальчиков на пироги позову!

Девочки: – Ой, бабушка! И нас позови! И мы пироги любим!

Бабушка: – Да как же вас позвать-то. Даже не решаюсь: самовар горячий. Гляди, руки обожжете, как потом вышивать будете? Да у вас столько работы, что и минутки свободной нет! Руки-то как утрудились, от работы болят! Как чашку держать будете? Ручкам отдых нужен. Вы лучше тут посидите, вышивайте и вяжите!

Девочки: – Бабушка, прости нас! Это все отговорки были…

Бабушка: – Да я знаю, что отговорки. Вас прощаю и люблю, пирогами угощу. А пока пироги остывают, мы все вместе поиграем!

только трудом держится дом

Игра «Как у бабушки Натальи было 7 сыновей».

Хозяйка: – Девчата мои рукодельницы – и шить умеют, и вышивать. А мальчики в трудолюбии от них не отстают. Только у них работа другая – мужская. Ну-ка, ребята, расскажите, какая это работа? (дети перечисляют)

А сегодня вы чем займетесь?

Мальчики: – Будем огород городить и капусту садить!

Выходят мальчики (3-4) исполняют «Вот я колышки чешу, огород горожу»

Хозяйка: – Чтоб капуста уродилась, будем песню петь да в «Кочешок» играть!

Проводится игра «Вью, вью, вью я капусточку…»

Хозяйка: – Ладно, петь у вас получается! Песни удалые, да слова добрые всегда были помощниками для людей в работе. Ой, ребята, ничего не слышите?

За дверью слышится: Эге-гей! Хозяева! Отворяйте ворота! Встречайте гостя!

В зал на печке въезжает Емеля.

Емеля: – Здравствуйте, люди добрые! Я – Емелюшка из сказки, в гости к вам явился. Очень торопился, но по случаю такому вот как нарядился! (под веселую музыку пляшет)

Хозяюшка: – Здравствуй, Емелюшка! Мы твоему приходу рады! Да только я волнуюсь, не заразишь ли ты своею ленью наших ребят?

Емеля: – А кто сказал, что я лентяй? Я нынче исправился, работящим стал. Не век мне на печи сидеть! А вы, ребята, чем тут занимаетесь?

Дети: – Мы капусту сажаем.

Емеля: – Капусту – это хорошо. Я ее тоже сажать умею – в землю кочан закопал, а с него осенью 10 собрал. Велика ли наука!

Хозяйка: – Ой, Емелюшка, хоть и ростом ты велик, а простых дел не знаешь. Становись к ребятам, научим тебя капусту сажать!

Проводится эстафета: «Посади и собери капусту»

Емеля: Молодцы! Не зря я к вам в гости пришел, вижу, ребята серьезные – и трудиться любят, и веселиться умеют!

А что за праздник без потехи?
Что за праздник без затей?
Выходи любой попробуй
Рассмешить своих друзей!

Выбегает 1 мальчик и говорит:

Пока вы тут капусту сажали, я такие чудеса видел.
Чудо–чудо–чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут!

Выходит 2 мальчик: Да разве это чудо?

Я ещё чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

Выходит 3 мальчик: Да разве это чудо?

Я ещё чуднее видел!
Стучит – бренчит по улице –
Фома едет на курице
Тимошка – на кошке
По кривой дорожке.

Выходит 4 мальчик: Да разве это чудо? Я ещё чуднее слышал

Плыли утром по реке
Два барана в челноке
Чёрный с удочкой, белый с дудочкой
Чёрный рыбку ел, белый песню пел.

Хозяйка: – Вот так небылицы!
Не пора ли им сбыться?
Эй, ребята, выходите!
Игру «Ворон» заводите!

Проводится русская – народная игра «Ворон»

Емеля: – Эх, весело с вами! Ну да ладно, пора мне заняться делами! Дрова рубить не хочу, воду носить не люблю. Что бы такое полегче найти? Пожалуй, я рукавицы свяжу, да немного посплю…

Хозяйка: – Ой, ребята, глядите, Емеля-то наш и в правду заснул! А кто за работой спит, не старается, тот рано или поздно в Дрему превращается – будет спать и спать… Нет! Надо Емелю спасать! Ну-ка, маленький народ, становитесь в хоровод! Как только Емеля плясать начнет, вся дремота мигом сойдет!

Исполняется хоровод «Дрема» в конце Емеля пляшет, дети хлопают в ладоши.

Емеля: – Спасибо вам, детвора, от дремоты спасли меня! С ленью я дружить не буду, про безделье позабуду!

Хозяйка: – Вот это правильно, Емеля! Кто трудится, старается, у того все получается! У трудолюбивого человека и дома порядок, и в огороде густо, и на столе не пусто! Потому в народе и говорят – «Только трудом…

Дети: – Держится дом!»

Хозяйка: – И вы, ребята, эти слова на всю жизнь запомните! Сами заучите, да других научите! Согласны? (ответ)

А теперь, ребята, спросим у наших гостей, понравилось ли им у нас в гостях? (ответ) А заметили, ли вы, гости, какие наши ребята трудолюбивые подрастают? Они ведь для вас подарки приготовили, да не простые! По весне на Руси отмечался праздник прилета птиц. Пусть с этими птицами, которые дети для вас изготовили, в вашу жизнь придет весеннее настроение и добрые перемены!

Список литературы:

  1. Бекина С.И., Ломова Т.Л., Соковнина Е.Н. «Музыка и движения». Москва: «Просвещение», 1983.
  2. Рогаткина Т. В. Только трудом держится дом // //Музыкальный руководитель. 2011. №6.
  3. «Русская народная песня для детей». СПБ: “Детство-Пресс”, 1999.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь