Спиридонова Вера Николаевна
воспитатель,
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Староосколького городского округа
СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
конспект по социально–коммуникативному развитию
/в подготовительной группе
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
- Закрепить знания детей о великом святом, печальнике и заступнике земли Русской Преподобном Сергии Радонежском. Выделять его доброту, трудолюбие, послушание, преданность и любовь к Богу.
- Воспитывать уважение к духовному подвигу преподобного Сергия Радонежского.
- Формировать духовно – нравственные качества у дошкольников.
- Развивать воображение, память, мышление, фантазию, ассоциативные процессы.
Оборудование: иллюстрации о Сергии Радонежском, ребус «Сергий», картинки: храм, купол, облако, солнце, мяч, игра «Что в круге?», карточки с изображением веселого и грустного человечка.
Ход.
- Игра «Доброе утро» (дети стоят в кругу, держась за руки).
Доброе утро, Доброе утро. |
|
День начался! | Дети протягивают руки вперед. |
Доброе утро, | Дети держатся за руки. |
Доброе утро, День начался! |
Дети протягивают руки вперед. |
Доброе утро, Доброе утро, |
Дети держатся за руки |
Здравствуйте все! | Протягивают руки вперед. |
Воспитатель: «К нам пришла – ». | Показывает на ребенка. |
Ребенок: «Таня». |
- Сначала поиграем в пальчиковую игру «Хочу быть православным».
Хочу быть православным, Праведным и славным. |
Массаж пальчиков |
Обитель возводить, | Стучать кулачком о кулачок |
Как Сергий Радонежский. | Соединить пальцы в замок и развести |
Любить свою Россию. | Прижать ладони к сердцу |
Молитвы чин творить. | Соединить ладони верху. |
3.Ребята, для вас я приготовила ребус – «Сергий». Отгадав его, вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься. (Дети составляют слово по первым буквам картинок).
– Сегодня мы с вами поговорим о великом святом Сергии Радонежском. (Подвожу детей к иллюстрации Сергия Радонежского).
– Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он тебя полюбит.
Беседа о Сергии Радонежском.
– Где и в какой семье родился Сергей Радонежский? (Недалеко от города Ростова Великого, в семье боярина Кирилла и его жены Марии).
– Как Варфоломей учился в школе, и кто ему помог в учебе? (Учеба ему не давалась, помог старый монах).
– Где Варфоломей и брат Степан срубили келью и небольшую церковь? (В пустынном месте, называемым Маковец).
– Какое имя Варфоломей получил при постриге? (Сергий).
– Кому всю свою жизнь посвятил Сергий? (Служению Богу).
– Кто основал Троицкий монастырь и кем там стал Сергий? (Монастырь, основан преподобным Сергием Радонежским, и он выбран игуменом).
– Расскажите, каким был Сергий Радонежский? (Сергий Радонежский был трудолюбивым человеком, работал за двоих, строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду. Был добрым и внимательным к людям, исцелял их от болезней).
– Ребята, скажите, пожалуйста, для России и нас кем является святой Сергий? (Россия в лице Сергия Радонежского получила своего Защитника и Молитвенника. Святой Сергий – покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает).
4.А сейчас дети мы с вами поиграем в игру «Полином фантазии».
– Ребята посмотрите на картинку.
1). Что это | Храм. |
2). Где находится? | На высокой горе. |
3). Что делает? | Приглашает всех верующих и ищущих сострадания и утешения. |
4). Что говорит? | Кто верует в Бога и кто нет – Я вас жду. |
5). Что сказали люди? | Мы к тебе идем. |
- Ребята, скажите, пожалуйста, что это у храма? (Показывая на купол). Давайте подумаем, каким может быть купол?
Игра «Метод фокальных объектов».
(Детям показывают картинки: солнце и облако и предлагают назвать их признаки. Солнце какое? Облако какое? Затем выбирают слова – признаки и называют каким должен быть купол).
Объект: купол
Слова помощники | Признаки |
Солнце | Яркое, теплое, лучистое, сверкающее, огромное, желтое, жаркое, большое. |
Облако | Мягкое, черное, легкое, воздушное, плывущее, пушистое. |
И.К.Р. (идеально конечный результат)
Купол (должен быть) – ярким, большим, но легким.
Купол (должен быть) – ярко – лучистым и плывущим.
- Поиграем в игру «Что в круге?
1). Если круг – это церковная утварь, то точки – это лампадка, свечи, подсвечники.
2). Если круг – это служители церкви, То точки – священник, дьякон, певчий, алтарник.
- Поиграем в игру «Наоборот» с мячом.
Икона – картина.
Храм – дом.
Купол – крыша.
Добрый – злой.
Трудолюбивый – ленивый.
Монастырь – церквушка.
- А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Мы шли, шли…»
Мы шли, шли, шли, И в храм пришли. |
Дети идут по кругу. |
Раз – свеча, Раз – свеча, Раз – свеча. | Как будто берут и ставят свечу. |
Молитва наша горяча. | Молятся. |
- Ребята, поиграем в игру «Ассоциации».
Дети, когда вы слышите слово «крест», то, что вы представляете?
- Крест – Бог, храм, христианство, святое, родители, кладбище.
- Церковь – иконы, исповедь, священник, причащения, посты, христианские праздники.
- Священник – благодетель, помощник, спаситель, ряса.
- Поиграем в игру «Хорошо – плохо».
– Ребята, как вы думаете, ряса – это хорошо?
- Ряса – хорошо – одежда священника, защищает от холода и дождя, новая.
Плохо – черная, можно испугаться, длинная, старая, рваная. - Крестик – хорошо – освященный, защищает от зла, нательный, новый, подарили.
Плохо – украли, потерял, играешь с ним.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькие человечки». (Метод маленьких человечков).
- – Сегодня маленькими человечками вы будете сами и с помощью их сделаете крестик.
- – Крестики изготавливают из чего? (Из металла, дерева).
- – Скажите, пожалуйста, в металле и дереве «живут», какие человечки? (Твердые).
- – Значит, вы будете какими человечками? (Твердыми человечками, они держатся за руки).
Дети самостоятельно изображают крестик.
– Вы правильно сделали крестик.
12. Ребята, мы сегодня с вами говорили о святом Сергии Радонежском, играли в игры. Вы молодцы! А теперь, пожалуйста, покажите карточки человечков, которые скажут, понравилось вам игры или нет.