Создаём выставку предметов народных промыслов

0
42

Фомина Оксана Сергеевна
воспитатель
МАДОУ города Костромы
«Детский сад № 8»

 

 

Создаём выставку предметов народных промыслов

конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (разработан согласно технологии «Ситуация» деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон)

 

Цель: Освоение правил создания выставки предметов народных промыслов.

Программные задачи:

Обучающие:

  • Обобщить представления детей о народных промыслах, о предметах, которые изготовлены руками умельцев.
  • Способствовать пониманию способа создания выставки разных предметов.
  • Формировать умение создавать выставку согласно составленному правилу (алгоритму действий).
  • Упражнять в умении называть промысел (Гжель, Хохломская роспись, Дымковские игрушки), предмет и его характерные особенности для данного промысла.

Воспитательные:

  • Вызвать чувство гордости за выполненное дело, желание рассказать о нём близким.
  • Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам

Развивающие:

  • Способствовать развитию наглядно–образного, логического мышления, зрительного внимания, умения устанавливать причинно–следственные связи, мыслительные операции: синтез, анализ, умение составлять и читать модель.

Интегрируемые образовательные области: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая

Форма организации: фронтальная

Предварительная работа: Знакомство с видами народных промыслов: хохломской росписью, петровской игрушкой, предметами гжельских мастеров. Знакомство с музеями, экскурсия на выставку «Петровская игрушка», чтение стихотворений О. Куликова «Гжель», беседы с детьми, рисование элементов росписи, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Материалы: дидактическая игра «Четвёртый лишний», предметы народных промыслов, полки для выставки. Карточки обозначения – 3 штуки.

1.Введение в ситуацию:

Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Сформировать и зафиксировать «детскую цель» — помочь выбрать предметы для выставки народных промыслов.

Вдруг раздаётся стук дверь, почтальон передаёт письмо. Воспитатель зачитывает:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Марья-Искусница — хранительница русских традиций. А называют меня так, потому что я храню традиции русского народа, знаю секреты всех русских мастеров. В моём хранилище накопилось огромное количество предметов народного промысла. И я бы хотела, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к удивительному миру русского искусства, познакомиться с работами наших мастеров.  Для этого нужно сделать выставки, а я совсем не знаю, как их делать. Я очень надеюсь на вашу помощь!»

В:- Вы хотите помочь Марье-Искуснице?

Д: — Да, хотим помочь!

В: — Вы сможете это сделать?

Д: — Да, мы сможем!

В: — Почему вы думаете, что сможете ей помочь?

Д: — Потому что мы были много раз на выставках; мы знаем, как создаются выставки.

2.Актуализация знаний:

Актуализировать знания детей о том, что такое народный промысел, его виды, отличительные особенности. Тренировать мыслительные операции, развивать речь

В:- Ребята, что за предметы, о которых говорится в письме?

Д: — Это сувениры, игрушки, посуда, украшения, которые делают сами люди.

В: — Как можно познакомиться с такими предметами жителям любого города?

Д: — Их можно купить в магазине, на ярмарке, в домах у людей; в мастерских, где их изготовляют;

В: — Правильно. Дети, как вы думаете, почему они нравятся людям. В чем же их особенность?

Д: — Каждая вещь не похожа на другую. Их расписывают по-разному, изготовляют определённым способом.

В:- Вот бы нам самим хоть одним глазком увидеть мастерскую, где изготавливают удивительные предметы. Что же делать?

Д: — Посмотреть в интернете; посмотреть в книге; отправиться в другой город.

В: — Открою вам секрет: моя хорошая знакомая работает в мастерской. Я думаю, она будет не против, если мы приедем к ней в гости. Тем более там нам будет гораздо проще помочь Марье – Искуснице. Как вы считаете?

Д:- Мы согласны.

В:- Я предлагаю отправиться на автобусе. Возьмите билеты и займите места согласно схеме. Не забудьте пристегнуться.

Вывешивается схема посадки. Ребёнок находит своё место согласно номеру на билете.

В: — Молодцы! Вы верно прочитали схему и заняли места. Отправляемся в путь.

Физ.минутка

Дети с воспитателем перемещаются в другую часть группы.
Звучит русская народная музыка

В:- Вот мы с вами и оказались в мастерской. Пойду посмотрю, где хозяева?

Воспитатель заходит за дверь, выходит переодетая.

В: — Здравствуйте ребята, я мастерица. С чем пожаловали ко мне?

Д: — Мы хотим помочь Марье-Искуснице создать выставку предметов народного искусства.

В: — Молодцы, помогать нужно. А знаете ли вы сами виды народного искусства?

Д: — Знаем.

В: — А вот сейчас и проверим!

Проводится дидактическая игра «Назови вид народного промысла» с помощью презентации.

В:- Как хорошо вы знаете виды народного промысла! А бывали ли вы на выставках?

Д: — Да.

В: — Тогда, наверное, вы сможете ответить, что это такое?

Д: — Выставка— это показ предметов.

В: — Правильно. Раз вы посещали выставки, наверно знаете, что они оформляются по определённым правилам. Посмотрите, сколько в моей кладовой накопилось предметов разных мастеров. Попробуйте составить такую выставку!

Подойдите к столу. Дети идут к столам.

В: — Дети, скажите, где на выставках располагаются удивительные предметы, где они находят свой дом?

Д: -На полках.

 В:- Верно. Они селятся на полках, но не просто так, а по своим правилам. Приступайте к работе.

Практическая деятельность: попробуйте создать выставку!

На столе лежат предметы разных видов народного промысла, современная посуда.

Пробное действие

3. Затруднение: зафиксировать затруднение под руководством воспитателя. Выявление причин затруднения.

В: — Получилось у вас сделать выставку?

Д:- Да, мы всё сделали.

В: — По какому принципу вы расставляли предметы?

Д:- Не знаем?

В:- Как назвать ситуацию, когда вы что-то не знаете?

Д: — ЗАТРУДНЕНИЕ

В:- Что же делать?

Д:- Спросить. Додуматься самим.

В.- Предлагаю разобраться самим и составить ПРАВИЛО отбора и расположения предметов для выставки.

В.- Повторите, что нам надо научиться делать?

Д:- Научиться отбирать и располагать предметы народных промыслов на выставке.

  1. «Открытие нового знания»:
  • познакомить детей с правилами отбора предметов народного промысла.
  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности (просить у того, кто знает).
  • развивать умения фиксировать новое знание (алгоритм действий) в речи.

В: — Итак, ребята, вы помните – выставка— это показ предметов, материалов. Выставка всегда чем – то объединяет предметы между собой. По какому признаку можно объединить предметы между собой?

Д:- По виду промысла.
— По назначению предмета…

В: — Я думаю, что вы правы! Признак, о котором мы сейчас говорили, может звучать, как тема выставки, например, «Предметы гжельских мастеров». Приведите свои примеры!

Д:- «Петровская игрушка».

В: — Итак, прежде чем устраивать выставку, что необходимо сделать?

Д: — Продумать её тему.

В.- Верно. Таким образом, дать ей название

ВЫВЕСИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ 1 «Название выставки»

В: — Несмотря на то, что тема заявлена, бывает так, что предметов народного искусства гораздо больше. Что делать в этом случае?

Д:- Отобрать нужные.

В: — Ребята, как вы поймете, что брать на выставку необходимо только нужные предметы?

Д:- Об этом говориться в теме нашей выставки.

В: — Отлично, и это будет следующим моментом нашего правила: отобрать предметы согласно темы выставки.

ВЫВЕСИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ 2 «Отбор предметов для выставки»

В: — Предметы отобраны и нам важно, чтобы было удобно рассматривать их. Подумайте, дети, что является следующим действием у организаторов выставки!

Д:- Размещение на полках.

В: — Вы правы. Правило нужно и в расположении вещей, если вещи крупные, их где удобно располагать?

Д: — На более низких полках, т. к. они при рассматривании окажутся на уровне глаз людей.

В: — А более мелкие?

Д:-  на полках повыше, т. к. расположив их ниже будет плохо видно всем желающим.

В:- То есть нужно правильно разместить предметы на полках согласно величины.

ВЫВЕСИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ 3 «Распределение предметов на полках»

В: — Итак, у нас получилось «Правила создания выставки» Назовите их!

Д:- Сначала выбрать тему, потом отобрать предметы согласно темы и распределить предметы народного искусства на полках.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка

использовать для самостоятельной деятельности новое знание «Правила создания выставки»

В: — Теперь у вас есть знание, как отобрать предметы для выставки народного искусства. Предлагаю вам вернуться в мою кладовую и попробовать вместе создать выставку предметов народного промысла согласно нашему правилу.

В: — Ребята, у вас получилось?

Д: — Да, у нас получилось!

В: — Как вы думаете, что вам помогло?

Д: — Нам помогло наше правило.

В: — Ребята, вы постарались и у вас всё хорошо получилось. Теперь вы можете делать разные выставки. Теперь вы сможете помочь Марье-Искуснице?

Д: — Да.

В: -Давайте ей отошлем наши правила.

 В: — Я, попрошу вас помочь теперь мне. Ребята из другого садика прислали мне картинки с изображением народных промыслов. Отберите те картинки, на которых изображённые предметы могут быть на одной выставке, и расположите их на своей полке.

(На всех иллюстрациях есть всегда 4-й лишний предмет). Задание по типу «Четвёртый лишний» Проверьте своё решение по названию выставки! (название обозначено на обратной стороне доски)

В: — Вы замечательно справились. Но нам уже пора прощаться. До свидания!

Физминутка. Возвращение «в детский сад»

  1. Осмысление:
  • создание ситуации успеха.
  • фиксирование детьми достижения «детской цели» -помочь Марье-Искуснице — выбрать предметы для выставки народных промыслов.
  • проговаривание детьми условий, которые позволили им достигнуть цели.

В: — Вот это путешествие! Нас уже заждались в нашей группе и наверняка спросят, где мы были?

Д: — В мастерской по изготовлению предметов народного искусства.

В: — Кому мы помогли?

Д: — Марье-Искуснице.

В: — У вас получилось? Что вам в этом помогло?

Д: — Да. Нам помогли правила.

В: — Какое новое знание вы сегодня получили, что нового узнали?

Д: — Как организовывать выставки.

В: — А для чего вам пригодится это новое знание, где вы его можете использовать?

Д: — Мы сможем делать выставки; мы сможем научить родителей, друзей. Мы сможем группировать разные предметы по признакам.

В: — Ребята, я горжусь вами. Выполняя задание Марьи-Искусницы, вы сами составили новое правило и применили его на деле. Вы молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями, отправимся к своим друзьям.

Список литературы:

  1. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество, 2-е издат. — М: Просвещение 2006;
  2. Куцакова А. В. «Энциклопедия творческого развития с детьми 3-7 лет, Издат. Эксмо, 2013 г. Пателеева А. В.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа, Издат. Мозаика – Синтез, 2015 г.;
  4. Пантелеева А. В. Музей и дети М: Издательский дом Карапуз, 2000 г.;
  5. Столяров Б.А. Музейная педагогика История, теория, практика, Изд. Высшая школа, 2004 г.
  6. Ребёнок в музее: Новые векторы детского музейного движения, М РИК, 2006

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь