Фомина Оксана Сергеевна
воспитатель
МАДОУ города Костромы
«Детский сад № 8»
Создаём выставку предметов народных промыслов
конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (разработан согласно технологии «Ситуация» деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон)
Цель: Освоение правил создания выставки предметов народных промыслов.
Программные задачи:
Обучающие:
- Обобщить представления детей о народных промыслах, о предметах, которые изготовлены руками умельцев.
- Способствовать пониманию способа создания выставки разных предметов.
- Формировать умение создавать выставку согласно составленному правилу (алгоритму действий).
- Упражнять в умении называть промысел (Гжель, Хохломская роспись, Дымковские игрушки), предмет и его характерные особенности для данного промысла.
Воспитательные:
- Вызвать чувство гордости за выполненное дело, желание рассказать о нём близким.
- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам
Развивающие:
- Способствовать развитию наглядно–образного, логического мышления, зрительного внимания, умения устанавливать причинно–следственные связи, мыслительные операции: синтез, анализ, умение составлять и читать модель.
Интегрируемые образовательные области: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая
Форма организации: фронтальная
Предварительная работа: Знакомство с видами народных промыслов: хохломской росписью, петровской игрушкой, предметами гжельских мастеров. Знакомство с музеями, экскурсия на выставку «Петровская игрушка», чтение стихотворений О. Куликова «Гжель», беседы с детьми, рисование элементов росписи, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».
Материалы: дидактическая игра «Четвёртый лишний», предметы народных промыслов, полки для выставки. Карточки обозначения – 3 штуки.
1.Введение в ситуацию:
Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Сформировать и зафиксировать “детскую цель” – помочь выбрать предметы для выставки народных промыслов.
Вдруг раздаётся стук дверь, почтальон передаёт письмо. Воспитатель зачитывает:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Марья-Искусница – хранительница русских традиций. А называют меня так, потому что я храню традиции русского народа, знаю секреты всех русских мастеров. В моём хранилище накопилось огромное количество предметов народного промысла. И я бы хотела, чтобы как можно больше людей смогли прикоснуться к удивительному миру русского искусства, познакомиться с работами наших мастеров. Для этого нужно сделать выставки, а я совсем не знаю, как их делать. Я очень надеюсь на вашу помощь!»
В:- Вы хотите помочь Марье-Искуснице?
Д: – Да, хотим помочь!
В: – Вы сможете это сделать?
Д: – Да, мы сможем!
В: – Почему вы думаете, что сможете ей помочь?
Д: – Потому что мы были много раз на выставках; мы знаем, как создаются выставки.
2.Актуализация знаний:
Актуализировать знания детей о том, что такое народный промысел, его виды, отличительные особенности. Тренировать мыслительные операции, развивать речь
В:- Ребята, что за предметы, о которых говорится в письме?
Д: – Это сувениры, игрушки, посуда, украшения, которые делают сами люди.
В: – Как можно познакомиться с такими предметами жителям любого города?
Д: – Их можно купить в магазине, на ярмарке, в домах у людей; в мастерских, где их изготовляют;
В: – Правильно. Дети, как вы думаете, почему они нравятся людям. В чем же их особенность?
Д: – Каждая вещь не похожа на другую. Их расписывают по-разному, изготовляют определённым способом.
В:- Вот бы нам самим хоть одним глазком увидеть мастерскую, где изготавливают удивительные предметы. Что же делать?
Д: – Посмотреть в интернете; посмотреть в книге; отправиться в другой город.
В: – Открою вам секрет: моя хорошая знакомая работает в мастерской. Я думаю, она будет не против, если мы приедем к ней в гости. Тем более там нам будет гораздо проще помочь Марье – Искуснице. Как вы считаете?
Д:- Мы согласны.
В:- Я предлагаю отправиться на автобусе. Возьмите билеты и займите места согласно схеме. Не забудьте пристегнуться.
Вывешивается схема посадки. Ребёнок находит своё место согласно номеру на билете.
В: – Молодцы! Вы верно прочитали схему и заняли места. Отправляемся в путь.
Физ.минутка
Дети с воспитателем перемещаются в другую часть группы.
Звучит русская народная музыка
В:- Вот мы с вами и оказались в мастерской. Пойду посмотрю, где хозяева?
Воспитатель заходит за дверь, выходит переодетая.
В: – Здравствуйте ребята, я мастерица. С чем пожаловали ко мне?
Д: – Мы хотим помочь Марье-Искуснице создать выставку предметов народного искусства.
В: – Молодцы, помогать нужно. А знаете ли вы сами виды народного искусства?
Д: – Знаем.
В: – А вот сейчас и проверим!
Проводится дидактическая игра «Назови вид народного промысла» с помощью презентации.
В:- Как хорошо вы знаете виды народного промысла! А бывали ли вы на выставках?
Д: – Да.
В: – Тогда, наверное, вы сможете ответить, что это такое?
Д: – Выставка— это показ предметов.
В: – Правильно. Раз вы посещали выставки, наверно знаете, что они оформляются по определённым правилам. Посмотрите, сколько в моей кладовой накопилось предметов разных мастеров. Попробуйте составить такую выставку!
Подойдите к столу. Дети идут к столам.
В: – Дети, скажите, где на выставках располагаются удивительные предметы, где они находят свой дом?
Д: -На полках.
В:- Верно. Они селятся на полках, но не просто так, а по своим правилам. Приступайте к работе.
Практическая деятельность: попробуйте создать выставку!
На столе лежат предметы разных видов народного промысла, современная посуда.
Пробное действие
3. Затруднение: зафиксировать затруднение под руководством воспитателя. Выявление причин затруднения.
В: – Получилось у вас сделать выставку?
Д:- Да, мы всё сделали.
В: – По какому принципу вы расставляли предметы?
Д:- Не знаем?
В:- Как назвать ситуацию, когда вы что-то не знаете?
Д: – ЗАТРУДНЕНИЕ
В:- Что же делать?
Д:- Спросить. Додуматься самим.
В.- Предлагаю разобраться самим и составить ПРАВИЛО отбора и расположения предметов для выставки.
В.- Повторите, что нам надо научиться делать?
Д:- Научиться отбирать и располагать предметы народных промыслов на выставке.
- «Открытие нового знания»:
- познакомить детей с правилами отбора предметов народного промысла.
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности (просить у того, кто знает).
- развивать умения фиксировать новое знание (алгоритм действий) в речи.
В: – Итак, ребята, вы помните – выставка— это показ предметов, материалов. Выставка всегда чем – то объединяет предметы между собой. По какому признаку можно объединить предметы между собой?
Д:- По виду промысла.
– По назначению предмета…
В: – Я думаю, что вы правы! Признак, о котором мы сейчас говорили, может звучать, как тема выставки, например, «Предметы гжельских мастеров». Приведите свои примеры!
Д:- «Петровская игрушка».
В: – Итак, прежде чем устраивать выставку, что необходимо сделать?
Д: – Продумать её тему.
В.- Верно. Таким образом, дать ей название
ВЫВЕСИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ 1 «Название выставки»
В: – Несмотря на то, что тема заявлена, бывает так, что предметов народного искусства гораздо больше. Что делать в этом случае?
Д:- Отобрать нужные.
В: – Ребята, как вы поймете, что брать на выставку необходимо только нужные предметы?
Д:- Об этом говориться в теме нашей выставки.
В: – Отлично, и это будет следующим моментом нашего правила: отобрать предметы согласно темы выставки.
ВЫВЕСИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ 2 «Отбор предметов для выставки»
В: – Предметы отобраны и нам важно, чтобы было удобно рассматривать их. Подумайте, дети, что является следующим действием у организаторов выставки!
Д:- Размещение на полках.
В: – Вы правы. Правило нужно и в расположении вещей, если вещи крупные, их где удобно располагать?
Д: – На более низких полках, т. к. они при рассматривании окажутся на уровне глаз людей.
В: – А более мелкие?
Д:- на полках повыше, т. к. расположив их ниже будет плохо видно всем желающим.
В:- То есть нужно правильно разместить предметы на полках согласно величины.
ВЫВЕСИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЕ 3 «Распределение предметов на полках»
В: – Итак, у нас получилось «Правила создания выставки» Назовите их!
Д:- Сначала выбрать тему, потом отобрать предметы согласно темы и распределить предметы народного искусства на полках.
- Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка
использовать для самостоятельной деятельности новое знание «Правила создания выставки»
В: – Теперь у вас есть знание, как отобрать предметы для выставки народного искусства. Предлагаю вам вернуться в мою кладовую и попробовать вместе создать выставку предметов народного промысла согласно нашему правилу.
В: – Ребята, у вас получилось?
Д: – Да, у нас получилось!
В: – Как вы думаете, что вам помогло?
Д: – Нам помогло наше правило.
В: – Ребята, вы постарались и у вас всё хорошо получилось. Теперь вы можете делать разные выставки. Теперь вы сможете помочь Марье-Искуснице?
Д: – Да.
В: -Давайте ей отошлем наши правила.
В: – Я, попрошу вас помочь теперь мне. Ребята из другого садика прислали мне картинки с изображением народных промыслов. Отберите те картинки, на которых изображённые предметы могут быть на одной выставке, и расположите их на своей полке.
(На всех иллюстрациях есть всегда 4-й лишний предмет). Задание по типу «Четвёртый лишний» Проверьте своё решение по названию выставки! (название обозначено на обратной стороне доски)
В: – Вы замечательно справились. Но нам уже пора прощаться. До свидания!
Физминутка. Возвращение «в детский сад»
- Осмысление:
- создание ситуации успеха.
- фиксирование детьми достижения «детской цели» -помочь Марье-Искуснице – выбрать предметы для выставки народных промыслов.
- проговаривание детьми условий, которые позволили им достигнуть цели.
В: – Вот это путешествие! Нас уже заждались в нашей группе и наверняка спросят, где мы были?
Д: – В мастерской по изготовлению предметов народного искусства.
В: – Кому мы помогли?
Д: – Марье-Искуснице.
В: – У вас получилось? Что вам в этом помогло?
Д: – Да. Нам помогли правила.
В: – Какое новое знание вы сегодня получили, что нового узнали?
Д: – Как организовывать выставки.
В: – А для чего вам пригодится это новое знание, где вы его можете использовать?
Д: – Мы сможем делать выставки; мы сможем научить родителей, друзей. Мы сможем группировать разные предметы по признакам.
В: – Ребята, я горжусь вами. Выполняя задание Марьи-Искусницы, вы сами составили новое правило и применили его на деле. Вы молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями, отправимся к своим друзьям.
Список литературы:
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество, 2-е издат. – М: Просвещение 2006;
- Куцакова А. В. «Энциклопедия творческого развития с детьми 3-7 лет, Издат. Эксмо, 2013 г. Пателеева А. В.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа, Издат. Мозаика – Синтез, 2015 г.;
- Пантелеева А. В. Музей и дети М: Издательский дом Карапуз, 2000 г.;
- Столяров Б.А. Музейная педагогика История, теория, практика, Изд. Высшая школа, 2004 г.
- Ребёнок в музее: Новые векторы детского музейного движения, М РИК, 2006