Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование –
современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Карпова Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Итатский детский сад № 1 «Гусельки»
Тяжинский муниципальный округ
Кемеровская область
КУКЛЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ
квест-игра для детей подготовительной группы
Цель: формирование представления о России как о многонациональном государстве.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
- актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).
- продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук,
- аккуратность, усидчивость.
- расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: цикл познавательных занятий «Путешествие вокруг света», оформление мини-музея «Русский национальный музей кукол», работа с картой, глобусом, рассматривание иллюстраций на тему: «Моя Родина – Россия», «Народы мира», дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Собери флаг», подвижные игры разных народов; чтение литературных произведений (сказок и стихов разных народов), заучивание пословиц поговорок, беседы о странах и их жителях, изготовление национальных костюмов для детей.
Технические средства: телевизор, ноутбук.
Материалы и оборудование: указка, телевизор, ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация Квест – игра «Куклы в национальных костюмах», синельная проволока, подносы с бусами, готовые украшения из синельной проволоки, шаблоны масок и украшения к ним, пазл «Куклы в национальных костюмах», куклы в национальной одежде, снежинки, бубен для танца, медали для награждения.
Ход игры.
Воспитатель: – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вас ждет интересная игра с загадками и конкурсами, тема игры – «Куклы в национальных костюмах». Правила нашего квеста вы узнаете из видео обращения, которое пришло вчера в нашу группу «Пчёлки», хотите посмотреть?
Слайд № 1
Кукла: – Здравствуйте дети! Я кукла – Анастасия! Хочу сообщить вам интересное известие! В группе «Пчёлка» открылся мини-музей – «Куклы в национальных костюмах». Посетить мини-музей могут только дружные и сообразительные ребята, которые за выполненное правильно задание, будут получать пазл, из которых составят эмблему мини-музея и могут считаться настоящими знатоками нашей многонациональной страны.
Воспитатель: Вы готовы показать, что вы истинные знатоки России? Тогда внимание на экран.
Слайд № 2. Костюмированный
На экране появляются люди в чеченских национальных костюмах.
Задание № 1
Воспитатель: У каждого народа есть свой национальный костюм, определите, к какой культуре относится, этот костюм и правильно назовите элементы одежды.
Дети называют элементы мужского и женского костюма.
(За правильный ответ дети получают пазл эмблемы.)
Слайд № 3 Музыкальный
Включается аудиозапись звучания северного бубна
Воспитатель: Звучание, какого музыкального инструмента вы слышите?
Воспитатель: Какому народу принадлежит этот музыкальный инструмент?
На экране появляются люди в северных национальных костюмах.
Слайд № 4
Задание № 2
Воспитатель: – Исполните танец народов Севера. Звучит музыка народов Севера, дети исполняют танец с бубном.
Танец «Северный»
(За выполненное задание дети получают пазл эмблемы.)
Слайд № 5. Творческий
Воспитатель: Ребята, вы любите украшения?
Воспитатель: – И этот народ тоже любят яркие цвета и украшения. Из украшений мужчины носят перстни и серьги из золота, а женщины, браслеты и серьги, чаще всего без камней или с небольшими камнями.
На экране появляются люди в цыганских национальных костюмах.
Воспитатель: о каком народе идет речь?
Задание № 3.
Воспитатель: Ребята, чтобы получить следующий пазл эмблемы, вы должны собрать украшение – браслет и перстень из бус.
(За выполненное задание дети получают пазл эмблемы.)
Слайд № 6. Праздничный
На экране появляется люди в украинских национальных костюмах
Воспитатель: Людей, какой национальности вы видите на экране?
Задание № 4
На Украине много праздников, но есть и те, которые имеют большое значение, попробуйте их отгадать?
Дети: Рождество, Сочельник, Масленица, Пасха, Иван – Купало.
Воспитатель: Украинцы во время праздника задорно и весело поют, танцуют, водят хороводы, играют. Хотите поиграть в украинскую игру «Веночек»
Украинская игра «Веночек»
Правила игры: Двое детей держат над головой венок, вокруг каждого стоят дети. Под украинскую народную музыку дети двигаются вокруг «своего» веночка, подскоками. Музыка останавливается, дети с веночками выбегают из круга, или меняются местами. Звучит музыка, дети бегут к своему веночку, продолжают танцевать возле «своего» веночка.
(За правильный ответ и выполненное задание дети получают пазл)
Слайд № 7. Художественно-продуктивный
Воспитатель: посмотрите внимательно это видео.
Танец Африканца
Кто эти люди, и что у них на лице?
Это африканцы, на лице у них маски.
Для чего они одевали маски?
Чтобы защититься от злых духов
Задание № 5:
Воспитатель: – Предлагаю вам быстро украсить маски и, надев их, исполнить импровизацию африканского танца.
(Дети украшают маски геометрическими фигурами и надев их исполняют элементы африканских движений в танце повторяя за ведущим).
(За выполненное задание дети получают пазл эмблемы.)
Слайд № 8. Блюда
Воспитатель:
А где же изобретены
Наивкуснейшие блины?
На масленицу их любили,
Ну, ясно, где – конечно же (В России)
Слайд № 9 На экране появляется люди в русских национальных костюмах
Воспитатель: Русский народ славится добродушием и гостеприимством.
Назовите народные пословицы о русском гостеприимстве.
Дети: «Красна изба не углами, а красна пирогами», «Не рад, а говори: «Милости просим!», «Что есть в печи, всё на стол мечи», «Встречай не с лестью, а с честью».
Слайд № 10
Задание № 6
Найдите и назовите русское национальное блюдо, и назовите этапы его приготовления.
Дети называют блюдо и рассказывают последовательность его приготовления.
(За выполненное задание дети получают пазл эмблемы.)
Заключение.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось их собрать и посмотреть какой будет эмблема нашего мини-музея.
Дети собирают пазл «Куклы в национальных костюмах»
Воспитатель: – Посмотрите, что у вас получилось на картинке?
Куклы в национальных костюмах держатся за руки.
Воспитатель:
Воспитатель обращает внимание детей на экран
Кукла: Ребята, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями, собрали эмблему музея. Теперь вы по праву можете считаться настоящими знатоками нашей многонациональной страны. Вашему вниманию предлагаю взглянуть на мини-музей. Музей создан совместными усилиями детей, родителей и педагогов. В следующий раз вас ждет увлекательная экскурсия по музею. До новых встреч!
Воспитатель обращает внимание детей на мини-музей
Воспитатель: – Про какие народы России мы сегодня выполняли задания? А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задание показалось вам самым трудным?
Вручение медалей «Юный знаток»
Список источников:
1.Куликова, Н.Н., Ткаченко, С.С. Навстречу друг другу. Библиотека – территория диалога культур: сборник методических материалов / Н.Н. Куликова, С.С. Ткаченко. – К.; 2017. – 178с.
2.Старинчикова, О.Н., Сабанцева, В.Г. «Народы Кузбасса: единство разных»: информационно-методическое пособие к серии плакатов / О.Н. Старинчикова, В.Г. Сабанцева. – К.; 2017. – 100 с.