Кулешова Елена Николаевна
воспитатель
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Мех Татьяна Николаевна
Чеснакова Юлия Юрьевна
музыкальные руководители
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа
Материалы на этой странице принимают участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
название – ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА
Секция 2. Ценность сказок А.С. Пушкина и их влияние на всестороннее развитие ребенка
При упоминании имени А. С. Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее всех раздвинул ему границы, и показал все его пространство. Пушкин – есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказки А.С. Пушкина знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности. Сказки великого русского поэта оставляют яркий след в жизни каждого ребёнка.
Начиная со сказок ребёнок знакомится с захватывающим миром литературных произведений. Кроме того, в сказках отражаются взаимоотношения, присущие «взрослому» миру. Сказка призвана закрепить духовно-нравственные эталоны в поведении человека.
Сказки А. С. Пушкина обладают огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Их преимущества заключаются в том, что они:
— знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как зачастую в сказках Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей.
— способствуют формированию нравственных эталонов. Прежде всего, трудолюбия, доброты, смелости и т.д. так же формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности.
— обогащают знания об окружающей природе и жизни.
— прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного.
Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несет в себе какой-либо нравственный урок.
Таким образом, сказки А. С. Пушкина выполняют ряд функций, способствуя развитию детской личности и оказывая позитивное влияние на молодое поколение.
Первая функция – эстетическая. Прекрасный язык и живописные образы произведений Пушкина помогают развить в детях эстетическое восприятие мира, расширить их воображение и фантазию.
Вторая функция – познавательная. В сказках Пушкина содержится множество мудрых и философских мыслей, которые помогают детям понять различные жизненные ситуации и принять правильные решения.
Третья функция – этическая. В произведениях Пушкина дети встречаются с героями, которые передают важные моральные ценности и примеры, такие как доброта, честность и справедливость.
Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В эти годы они очень восприимчивы к ярким картинам. динамическому сюжету, основанному на действиях, поступках героев. Для них человек проявляет себя только в делах. И к героям сказок у них складывается весьма определенное отношение. восхищают и радуют своими подвигами, острым умом одни из них, порождают ощущение ужаса и негодования – другие. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников существуют люди хорошие и плохие, середины нет. Ребенок не понимает и не признает человека, имеющего в себе добрые качества и дурные одновременно. Его интересуют и сказочная обстановка, заставляющая живо работать воображение, располагающая к фантазированию – яркие, запоминающиеся картины, события. Несомненно, привлекает ребенка при всем этом образная, простая и сочная русская речь. И, наконец, самое главное – ребенок берет из сказки А. С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Вполне понятно, что сказки А. С. Пушкина отлично отвечают особенностям психологии детей дошкольного возраста.
Глубокий след в детском чтении в истории детской литературы оставили пленяющие красотой и умом сказки Пушкина. На каждом этапе своего творческого развития Пушкин создавал сказочные произведения в фольклорном стиле, всё глубже проникая в обширный и разнообразный мир народной поэзии. Сказки стали итогом многолетних стремлений поэта постичь образ мыслей и чувства народа, особенности его характера, устного народного творчества и языка. Таким образом Пушкин старается подойти ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что все чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом творчестве. Сказка – это вершина народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Поэтому А.С. Пушкин хоть и не писал специально для детей становится любимым автором для каждого ребенка с самого малого возраста.