Особенности использования дидактической игры на липучках «СОБИРАЙ-КА» для развития любознательности и познавательной активности, развития творческих способностей детей 4-7 лет.

0
876

Исаева Наталия Николаевна
воспитатель
Чернева Елена Олеговна
воспитатель
Живодуева Анастасия Александровна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 29 «Рябинушка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

В настоящее время мы стараемся выстраивать свою работу исходя из Стратегии развития дошкольного образования Белгородской области. Стратегия  направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную личность. Это требует  обновления  содержания дошкольного образования, и очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников. Практика работы с дошкольниками показывает, что на успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

В процессе обучения детей мы стараемся сформировать и усовершенствовать их интеллектуальные способности: логику мысли, рассуждения и действия, гибкость мыслительного процесса, смекалку и сообразительность. Конечно, большая роль в этом процессе обучения отводится дидактическим играм. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях и т.д. Дидактические игры занимают одно из главных мест в развитии творческой сферы ребенка. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры развивают у дошкольников кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире. Полноценное развитие личности ребенка возможно при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей в процессе разнообразных видов детской деятельности. Дидактические игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Но для успешного развития ребёнка важно в первую очередь, его заинтересованность в действиях, которые он совершает в игре.

Новизна (инновационность) современной игры на липучках позволяют разнообразить методы и приемы развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.

Дидактическая игра на липучках «СОБИРАЙ-КА» запускает мыслительные процессы, которые в свою очередь, необратимо способствую всестороннему развитию ребенка:

  • – Способствует формированию целостной картины мира, расширяет кругозор.
  • – Развивает сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
  • – Способствует развитию связной речи.
  • – Развивает зрительное, тактильное восприятие; воображение, пространственное мышление.
  • – Совершенствует координацию руки и глаза; развивает мелкую моторику рук.
  • – Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Все занятия проходят в увлекательной игровой форме. Выполнение заданий начинается с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий мы начинаем тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное!

материалы в печатный сборник 

Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.

Нестандартное наглядно-дидактическое пособие  постоянно совершенствуется и дополняется новыми элементами. А также обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал, как в практике педагога, так и в семье:

  • доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях;
  • вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;
  • высокий уровень оформления наглядно – игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.

Педагогические наблюдения за детьми показали, что использование дидактической игры требовали от детей усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Но при этом дети не видели, что их чему-то обучают, они незаметно для себя, в процессе игры, считали, сравнивали, сопоставляли, фантазировал, вызывая у детей интерес и большой заряд положительных эмоций.

Предлагается три формы работы с деталями:

  • -сборка фигур по схеме;
  • -сборка фигур по картинке;
  • -произвольная сборка (ребенок задает результат, подбирает нужные полоски с липучками, собирает самостоятельно)

Эту игру можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при   организации индивидуальной работы с ребёнком. Игра проводится в нескольких формах (групповая и индивидуальная), дети с удовольствием играют в нее, активно запоминают формы, закрепляют представления о цвете, размере, учатся считать. В процессе игры развивается речь, сенсорные способности, мелкая моторика рук, фантазия, навыки конструирования.

Игра «СОБИРАЙ-КА» применяется в разных образовательных областях.

Игры по познавательному развитию (ФЭМП): игры на классификацию по цвету, размеру, форме, игры на счет, на нахождение половины/целого/части.

Игры по развитию речи: игры со словами и игры по сюжетным картинкам, для развития монологической и диалогической речи.

Художественно-эстетическое и речевое развитие: создание картины о временах года и описание по этим картинам.

Дидактическая игра «СОБИРАЙ-КА» состоит из 5 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый). Полоски длиной 4 см. и 8 см. Геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник). 4 полотна времени года (зима, весна, лето, осень). Содержит блоки карточек и схем.

Преимущества игры

  • первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
  • наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
  • игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
  • незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, математических представлений и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
  • простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

В своей педагогической работе с детьми дидактическая игра «СОБИРАЙ-КА» нами используется целенаправленно и систематически, что стало показателем положительной динамики в развития любознательности и познавательной активности, развитие творческих способностей детей 4-7 лет.

 

 

Скачать (PDF, 434KB)

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь