ВОСПИТАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ

Асеева Наталья Сергеевна
Ярыгина Любовь Павловна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Строитель Белгородская область

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие – способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлений о морали оказывает влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Взрослым важно помнить, что социальный мир выступает не только источником знаний, но и является источником развития – умственного, нравственного, эмоционального, эстетического.

Социальное развитие начинается в период первичной социализации – в младенческом и раннем возрасте. В этот период ребенок познает необходимые навыки общения с окружающими (взрослыми и сверстниками). На основе сотрудничества со взрослыми в дальнейшем ребенок усваивает способы деятельности и поведения закрепленных в культуре каждого общества.

С возрастающей самостоятельностью и осознанностью поступков у детей растет способность к управлению собственным поведением, которая начинает определять поступки старшего дошкольника.

В дошкольном возрасте взрослые через непосредственное обучение и воспитание формируют у ребенка элементарную систему знаний и представлений, создают наиболее благоприятные условия для нравственного развития. Но это не должно проходить через заучивание моральных норм и бездумную отработку правил поведения. Нравственное воспитание должно стать активным жизненным процессом, процессом постоянных выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процессом самоопределения и самоуправления.

На современном этапе в определении содержания моральных норм должны стать общечеловеческие ценности, такие как сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм. Взрослые в этом играют важную роль. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие, готовность помочь. Необходимо поощрять даже самые незначительные стремления к проявлению гуманных взаимоотношений. Воспитатель не просто партнер, а тот, кто задает зону ближайшего и более отдаленного нравственного развития для ребенка.

Рекламное сообщение     

Одна из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте – повышение их осознанности. Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникнет лишь в том случае, когда поступки или формы поведения для ребенка приобретут личностный смысл. Только тогда морально – нравственные представления перерастут в мотивы собственных действий ребенка и станут залогом и источником его поведения. Этические представления дети усваивают на конкретных жизненных примерах. Если ребенок наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе.

Одна из главных задач – формирования у детей этических представлений – формирование у них умения правильно оценивать свои поступки, сравнивать свое поведение с поведением других.

Освоение ребенком социальных норм – это процесс социального развития через общение, игру. Необходимо развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи задавая им вопросы, проведением специальных бесед, инсценировок, игр, при помощи создания различных проблемных ситуаций, в которых дети должны принимать какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Нравственные привычки детей крепнут по мере обогащения их социального опыта.

Уровень нравственного развития дошкольника обусловлен системой условий и факторов; формирование нравственных представлений и овладение детьми этическими понятиями – сложный процесс, в котором происходит развитие нравственной сферы личности.

Моральный облик воспитателя дошкольного учреждения вносит определенный вклад в формирование у детей представлений о нормах морали.

В наше время в обществе с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Необходимо с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплинированность. В детском саду этому должно придаваться особое значение. Ведь уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на детей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми должно строиться на доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Важная роль в работе воспитателя отводится общению с людьми, в частности коммуникативному общению. Поэтому умение правильно говорить становится одним из «секретов» мастерства педагога.

Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их ещё и ещё раз. В то же время преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем.

Можно сказать, что положительный или отрицательный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому именно в этом возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это период, когда ребёнок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.

Моральным является выбор поступка, отвечающий принципам морали, но требующий при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.

Одной из важных задач формирования морального сознания дошкольников является, помимо знакомства с нормами морали, формирование у них личного, эмоционального отношения к соблюдению и нарушению этих норм, а также взаимозависимости между одобрением и осуждением противоположных поступков: честности и, наоборот, нечестности; правдивости и, наоборот, лживости и т.д.

«Чудо поляна» (Показываю зеленую поляну без цветов).

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное, скучное (поляна одинокая и на ней ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмем карандаши того цвета, который соответствует вашему настроению и нарисуем цветок на поляне. Посмотрите, как зацвела наша поляна, так и наша жизнь становится радостнее, если мы будем внимательны и добрее друг к другу!

Список литературы

  1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – М.: Просвещение, 2010. – 184 с.
  2. Харламов М.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 319с.
  3. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 2003.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь