Панкратова Лариса Викторовна
учитель-дефектолог
Рябых Марина Игоревна
тьютор
Ахмедова Наталья Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Нравственное воспитание ребёнка с расстройствами аутистического спектра
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Детям с аутизмом может быть намного сложнее достигнуть патриотичности из-за того, как их индивидуальность влияет на разные аспекты функционирования. Тем не менее, и при наличии инвалидности важно стремиться к воспитанию патриотизма в той степени, в какой это возможно.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические беседы, рассматривание иллюстраций.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка с расстройством аутистического спектра, характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания, сохранению интереса к теме. Кроме того, необходимо объединять занятия не только по ознакомлению с природой, но и музыкой, изодеятельностью, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра. Говорить тяжело. Лучше увидеть. Вместо того чтобы объяснять действие, покажите, как это делается – терпеливо, возможно несколько раз. Вместо названия используйте картинку, образ. Расписание дня в рисунках, меню в картинках, заранее составленный план. Расписание упорядочивает день, устанавливает рамки для работы и отдыха, и развивает самостоятельность. Помогает понять, что сегодня будет происходить
Учёт индивидуальных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы и материалы. “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Планируемые результаты нравственного воспитания у детей с РАС, носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка с РАС. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка с РАС к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
Портрет ребенка дошкольного возраста с РАС с 1 уровнем тяжести аутистических расстройств по нравственно-патриотическому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования:
- – испытывает чувство привязанности к родному дому, семье, близким и знакомым людям.
- – выделяет себя, родителей (законных представителей), специалистов, которые с ним работают.
- – проявляет привязанность к родителям (законным представителям), педагогическим работникам.
- – эмоционально позитивно реагирует на короткий тактильный контакт.
- – сформированы представления о своей семье, Отечестве.
У каждого человека – взрослого или ребенка – свой особый набор потребностей. Поэтому не существует единого рецепта успеха. Воспитание патриотизма у ребенка с аутизмом – это проект, который постоянно находится в разработке.