Мальцева Жанна Владимировна
инструктор по физической культуре
Назаренко Дарья Андреевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №64«Искорка»
Старооскольского городского округа
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.
Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.
Ярко выражены в играх всех народов традиционные виды труда, например, «А мы просо сеяли», «Посею лебеду» и т.д.
В играх отражены не только труд , но и самые разные, практически все стороны жизни человека. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старых обычаев, элементы древних обрядов, что видно в таких играх как «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай».
Бережное сохранение национальных традиций, самобытности каждого народа, является одним из назначений традиционных народных игр.
В традиционных играх ярко раскрывается характер народа. За русскими играми прочно закрепились эпитеты: «молодецкие, удалые». Об этом же свойстве русской игры писал Е.А. Покровский и другие.
Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, дразнилок, приговорок и т.д. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившиеся в народе традиционные отношение к игре, как к средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в целях воспитания. Это неотъемлемая часть всей народной педагогики.
Хотелось бы подчеркнуть гуманность и демократизм народной игры – народная игра принимает всех, не отвергая, как спорт, неперспективных, не говоря уже об ослабленных детях. Большинство народных игр очень «гостеприимны», в них много юмора, шуток, соревновательного задора. Даже заклички детей перед игрой дают понять, что сейчас они войдут в этот замечательный волшебный мир и приглашают туда всех желающих:
«Кто будет играть
В интересную игру,
Подходи по одному.
Раз, два, три – пошли…»
Раньше способ сбора участников назывался хоровод, звучали эти песни-зазывания плавно и распевно:
Ай да за тыном было, да за тыном,
Дак за зеленой было за сосенкой.
Дети, переняв традиции сбора у юношей и девушек перевели сюжетное действие в реальное, а чтобы было интереснее ввели элементы игрового ухаживания:
Тай, тай, налетай,
В интересную игру,
А в какую – не скажу.
Догадайтесь сами,
Девочки с усами,
Мальчики с косами!
Поскольку игра открывала облегченный путь к освоению культуры, то первые шаги на этом пути становятся доступны человеку уже во младенчестве. Вряд ли можно найти сторону культуры и воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней игр.
Игровой фольклор широко бытовал и среди взрослого населения. Народные хороводы, их ведь, по выражению самого народа, «играли»: в них игровое начало гармонично сочетается со словесно-поэтическим, драматическим, а часто и музыкальным, танцевальным жанром («А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли»). Большие возможности имеет применение игры в трудовом воспитании, что соответствует сфере профессиональной культуры. Еще в дошкольном возрасте начинаются игры в строителей, поваров, моряков. Это направляет внимание детей на разные профессии, дает некоторые элементарные знания и навыки.
Традиционная игровая культура имеет богаты арсенал игр на бытовые темы для всех возрастов и, в особенности для молодежи, готовящейся завести семью и домашнее хозяйство. В таких играх отражаются взаимоотношения людей. Больше всего игр на самую волнующую тему – выбор жениха и невесты («Бояре»). В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в содержании игры .
Во все времена особо подчеркивалась роль народной игры в воспитании детей. Игра – это своеобразная школа социализации ребенка.
Народные игры как раз содержат набор важнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека.
Литература
- Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. / Под общ. ред. Т.С. Комаровой и М.Б. Зацепиной. М.: Альфа, 2002.-171 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. М.: Педагогика, 2007. – 603 с.
3.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебныхзаведений. М. Издательский центр Академия, 1999.-165 с.
- Журнал «Дошкольное воспитание «No9 2016, 85с.