Анопкина Елена Николаевна
Сахарова Эльвира Константиновна
Музыкальные руководители
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
г. Старый Оскол
Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Цель:
привлечь внимание педагогов, родителей к проблеме широкого использования такой эффективной форма организации деятельности детей, как агитбригада в процессе экологического воспитания дошкольников.
Пояснительная записка
Основная цель экологического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у детей уважительного, бережного отношения к природе. Важно прививать воспитанникам любовь к родному краю. Углублять знания об использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды.
Экологическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Воспитать любовь к родному краю, приучить ребенка беречь природу, охранять ее педагогам может помочь такая форма организации деятельности дошкольников, как агитбригада.
Агитбригада многими из современных педагогов воспринимается, как давно устаревшая форма, приемлемая лишь в эпоху революций. А между тем мы находим в агитбригаде очень интересную и вполне приемлемую сегодня форму работы с воспитанниками. Бесспорным преимуществом агитбригады перед многими другими является то, что в ней дошкольники получают возможность проявлять гражданско-политическую активность, призывать к чему-то, агитировать за что-то. А чтобы агитировать других, нужно самому быть убежденным в истинности того выбора, который предлагается агитаторами слушателям.
Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
Главная цель работы агитбригады нашего ДОУ – активизация экологического движения в своем детском саду, районе и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей.
В агитбригаде, как и в любом творческом театрализованном коллективе, результат зависит от множества факторов: от сценария, от режиссуры, от актерского исполнения как индивидуального, так и коллективного. Результат своего труда члены агитбригады могут увидеть сразу в глазах зрителей, в их реакции, в одобрительных аплодисментах.
Как правило, выступление агитбригады является беспроигрышным вариантом для тех, кто хотел бы получить так необходимую в работе с детьми ситуацию успеха. Одно успешное выступление уже надежно гарантирует активность и ответственное поведение всех членов агитбригады в последующий период. Члены агитбригады начинают сами проявлять инициативу, предлагая свои варианты изменений в сценарий, в режиссуру, в оформление, музыкальное, световое, шумовое сопровождение последующих выступлений.
Важным являются так же то, что наши дети, становясь членами агитбригады, показывают пример своего неравнодушия к самым сложным и порой недетским проблемам жизни окружающего их общества, призывая к их решению своих сверстников и даже взрослых. Более того, агитируя других к исполнению гражданского долга, агитатор публично провозглашает свои жизненные убеждения, что вряд ли позволит ему нарушить их в дальнейшей жизни. Наконец агитбригады, составленные из числа самих детей, с одной стороны, совсем по-иному воспринимаются сверстниками, так как это уже не назидание педагога, а диалог со своими друзьями.
С другой стороны, дошкольник, наблюдая за выступлением членов агитбригады, в которой присутствуют не только положительные персонажи, но и отрицательные, получает хорошую возможность увидеть типичные способы поведения детей и взрослых в обществе как бы со стороны. Кто-то узнает себя или своего друга, что заставит их непременно испытать либо чувство неловкости и стыда, либо чувство гордости.
Экологическая агитбригада – новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Подводя итог, хочется отметить, что агитбригада – это как раз то самое из старого, которое вполне может быть ещё новым и вполне современным средством экологического воспитания.
Список литературы:
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Экологическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
- Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: – Мозаика – Синтез, 2014.