МИНИ-МУЗЕЙ РУССКОГО БЫТА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

0
2320

Гудкова Юлия Александровна
Козикова Елена Васильевна
воспитатели
СП «Детский сад Солнышко»
ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкинас. Старый Аманак
м.р. Похвистневский Самарской области

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Патриотические чувства ребенка надо начинать воспитывать со знакомства с традициями и укладом жизни русского народа.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры.

У нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

Рекламное сообщение     

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

  1. Расширять и активизировать словарь детей за счёт исконно – русских слов и понятий.
  2. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

5.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда.  Результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, (приносили  чугунки и ухваты). Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь.  В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым.

А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой-либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.

В избе есть самодельная  русская печь, люлька с младенцем, сундук, старинные утюги, самовар, глиняная посуда. В уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.

Дети не боятся Кузю, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром, чашки для чая, баранки. Над столом расположен образ-иконки.

Около окна стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити.

Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать. Мы в избе часто предлагаемслушание русских народных сказок, загадываем загадки, общаемся с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц.

Рассказываем детям об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: из лыкаи без ликая. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло, утюги, старинные фотографии. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных индивидуальных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Часть занятия проводим в музее, а часть в группе, занятия ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладным искусством. Весь материал детям преподносим в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, исделать их более яркими, более запоминающимися.

Особый интерес у детей вызывает самостоятельно производить действие с предметами старины, например, поставить чугунок в печку. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это — неотъемлемая часть нашей культуры.

Мини — музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей.

Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

В нашем селе в администрации сельского поселения находится музей старинных вещей, которым заведует библиотекарь сельской библиотеки Татьяна Ивановна. Мы тесно сотрудничаем с ней, она нас приглашает не только в библиотеку, но и в музей. Она нам показывает и рассказывает про историю старинных вещей. Детям нравится посещать музей и узнавать много нового и интересного из прошлого.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что наш музей имеет большую педагогическую ценность!

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь