ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
1166

Шурыгина Марина Александровна
Лебедева Светлана Ивановна
Сергеева Татьяна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 29 «Рябинушка»
Старооскольский городской округ

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед педагогом, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. В настоящее время информационное поле, окружающее детей, наполнено символами, чуждыми национальной культуре, традициям, устоям. Дети смотрят иностранные мультфильмы и кинофильмы, персонажи из которых заполнили полки магазинов игрушек, поселились в детских книгах, на детской одежде и, что самое печальное, в детских душах. Поэтому возникла насущная необходимость возвращения к вечным истинам. Устное народное творчество представляет собой сокровищницу народной мудрости. Музыка, танец, песня передают черты характера народа. Чем раньше ребенок осознает себя частью великой страны и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство в его душе.

Целью нашего опыта является воспитание личности с активной жизненной позицией через приобщение детей к традиционной родной культуре и традициям народов мира. Предполагается, что благодаря внедрению этнопедагогики дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Перед нами в работе с детьми ставятся следующие задачи:

  • воспитание достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую родину, свой край, город, где он родился и живёт;
  • воспитание толерантного отношения к представителям разных этнических групп многонациональной страны;
  • воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа.

Знакомство детей с традициями родной культуры и культуры народов мира мы начали со сбора и изучения краеведческого материала, создали мини-музей в ДОУ, оформили фотозону.

Большую помощь в работе педагоговоказывают компьютерные технологии, которые дают возможность создавать собственные проекты, ознакомительный и лекционный материал для родителей. В ДОУ создан банк мультимедийных презентаций и виртуальных экскурсий по курсу «Ознакомление с русской народной культурой и культурой народов мира».

Рекламное сообщение     

Благодаря внедрению этнокультурного компонента в работу ДОУ дети узнаюто культуре, традициях и обычаях русского народа и народов мира,некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды, типичных занятиях, традициях по отношению к природе.

Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, драматизациях, в музыкальной, изобразительной и театральной деятельности, физкультурных мероприятиях. В ходе освоения образовательной области «Художественное творчество» ребята отражают свои впечатления о полученных представлениях, создавая яркие, красочные эскизы предметов одежды и быта с использованием традиционных узоров.

Важным аспектом работы является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса. Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных мероприятиях детского сада.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это полученные знания и представления детей о малой родине, это уважение к традиционной родной культуре и традициям народов мира. Но главное – это неподдельный, активный интерес детей к родному краю, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками. Нам хочется, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

 

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов. Авторы- составители: Т. А. Бударина, Л. С. Куприна СПб. Детство -Пресс. 1999г.
  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: О. Л. Князева, М. Д. Маханева СПб. Детство -Пресс. 1998г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь