Игровая деятельность, как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста через народное творчество

0
881

Проскурина Наталия Егоровна
Ключникова Елена Васильевна
Гребенщикова Татьяна Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

В развитии ребенка-дошкольника одну из ведущих ролей играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в конкретных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью.

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и решений. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью.

Основная цель работы: совершенствование эффективности различных форм и методов работы с использованием элементов народного творчества при смене различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных способностей детей раннего возраста.

материалы в печатный сборник 

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1) Изучить предметно-пространственную среду,

2) Изучить уровень развития словарного запаса детей четвертого года жизни.

3) Разработать методику применения разнообразных приемов работы с использованием народного творчества.

Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественное и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности, именно совместная игра. Это сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры, народные игры.

Играя с детьми в народные игры, происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, в них осваиваются способы позитивного взаимодействия.

Играя в коллективные игры, дети помогают друг другу, у них формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.

Таким образом, в процессе всего у дошкольников появляется новый словарный запас.

Во время инсценировки сказки у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущение уверенности в себе, развивать дикцию, слух, темп.

В результате детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными. Дети вступают в общение на любую тему, у них появляется стремление к новизне.

Представление о родном крае начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Постепенно используя индивидуальные беседы, консультации, оформление наглядной информации в приемной,  происходит включение родителей в жизнь группы и приобщение их к проблемам своих детей.

Коммуникативные игры нами используются не только в непосредственно образовательной деятельности, но при включении во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.

Утренний приём – это игры, направленные на создание эмоционально-положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).

На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умение любить окружающих и заботиться о них («Когда природа плачет»).

Видя результат, заинтересованность детей в данной образовательной деятельности, мы  продолжили работу по формированию коммуникативных навыков у детей через народные игры.

По итогам диагностики у воспитанников сформировалось положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Дошкольники способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умение соответствовать разным правилам и социальным нормам.

Нам хотелось, чтобы «наши» дети умели не толь­ко считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны – это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей, любить историю своей страны и ее традиции.

Список литературы:

  1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали // учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
  2. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет // Сост. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  3. Любина, Г. Как учить стихи, играючи // Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – ( С. 56-58.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь