Проскурина Наталия Егоровна
Ключникова Елена Васильевна
Гребенщикова Татьяна Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
В развитии ребенка-дошкольника одну из ведущих ролей играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в конкретных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью.
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и решений. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью.
Основная цель работы: совершенствование эффективности различных форм и методов работы с использованием элементов народного творчества при смене различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных способностей детей раннего возраста.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1) Изучить предметно-пространственную среду,
2) Изучить уровень развития словарного запаса детей четвертого года жизни.
3) Разработать методику применения разнообразных приемов работы с использованием народного творчества.
Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественное и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности, именно совместная игра. Это сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры, народные игры.
Играя с детьми в народные игры, происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.
Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, в них осваиваются способы позитивного взаимодействия.
Играя в коллективные игры, дети помогают друг другу, у них формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.
Таким образом, в процессе всего у дошкольников появляется новый словарный запас.
Во время инсценировки сказки у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущение уверенности в себе, развивать дикцию, слух, темп.
В результате детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными. Дети вступают в общение на любую тему, у них появляется стремление к новизне.
Представление о родном крае начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.
Постепенно используя индивидуальные беседы, консультации, оформление наглядной информации в приемной, происходит включение родителей в жизнь группы и приобщение их к проблемам своих детей.
Коммуникативные игры нами используются не только в непосредственно образовательной деятельности, но при включении во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.
Утренний приём – это игры, направленные на создание эмоционально-положительного настроя в группе («Пусть всегда будет», «Скажи Мишке добрые слова»).
На прогулке – подвижные коммуникативные игры, направленные на оптимизацию коммуникативных и подвижных навыков, игры, формирующие у детей умение любить окружающих и заботиться о них («Когда природа плачет»).
Видя результат, заинтересованность детей в данной образовательной деятельности, мы продолжили работу по формированию коммуникативных навыков у детей через народные игры.
По итогам диагностики у воспитанников сформировалось положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Дошкольники способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам окружающих, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умение соответствовать разным правилам и социальным нормам.
Нам хотелось, чтобы «наши» дети умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны – это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей, любить историю своей страны и ее традиции.
Список литературы:
- Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали // учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
- Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет // Сост. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
- Любина, Г. Как учить стихи, играючи // Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – ( С. 56-58.)