Фатхуллова Римма Загитовна
Бдиева Гульфия Иршатовна
воспитатели
МБДОУ ЦРР-детский сад № 242 «Садко»
г. Ульяновск, Ульяновской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУТ В РОССИИ
конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Словарная работа: Родина, Российская Федерация, россияне, чуваши, татары, мордва, чак-чак, калфак, мокшанок, панар и понкст, шартан блюдо из мяса, хуплу.
Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.
Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок. Прослушивание песен разных народов.
Ход НОД: Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
(читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Воспитатель. Ребята, а как называется наша страна?
Дети. Россия Рассматривание карты России.
Воспитатель. Наша страна великая, сильная и красивая. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
Дети: это праздники, игры
Воспитатель. Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
Воспитатель. Ребята, на прошлой неделе в нашей группе прошел «Фестиваль национальных культур» Давайте вспомним, люди каких национальностей приходили к нам в гости.
Дети: Русские, татары, чуваши, мордва.
Воспитатель. Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха
Воспитатель. А у татарского народа есть праздник, посвященный окончанию посевных работ. Как он называется?
Дети: Сабантуй
Воспитатель. А чуваш самый любимый праздник – это акатуй. Как вы думаете, что это за праздник?
Дети. Посвящённый земледелию.
Воспитатель. А чем славится мордва?
Дети: «Акша келу» – праздник на Троицу, борьба на поясах.
Воспитатель. У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры. И сейчас мы поиграем в татарскую национальную игру «Продаем горшки»
Физминутка. Звучит татарская музыка, дети играют в игру.
Воспитатель. У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
Воспитатель. Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
Дети. нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.
Воспитатель. Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
Дети. На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.
Воспитатель. А вот национальная одежда мордвы. Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха – панар и штаны – понкст. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали. На ногах мордва носила лапти, летом – с портянками, а зимой – с онучами. Сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст. Головные уборы мордовских женщин украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения – бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок – нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.
Воспитатель. У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.
Воспитатель. Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете?
Дети. Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда.
Воспитатель. Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.
Рассматривание изделий народных промыслов
Воспитатель. У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?
Дети: блины
Воспитатель. У чуваш.
Дети: шартан блюдо из мяса, хуплу- пирог из картофельно-мясной начинки.
Воспитатель. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак, татарский плов, фаршированная баранина. А любимое блюдо мордвы –это цеманат (пельмени), салма, селянка.
Воспитатель. Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.
Воспитатель. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ