Чучнева Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ №112 «Золотая рыбка»
города Вологды
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
конспект занятия
- Цель: Освоение понятия «лес» посредством познавательной, игровой, коммуникативной, художественной деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Дать понятие, что такое лес, с использованием мнемоквадратов.
- Уточнять и расширять, и закреплять знания о растительном и животном мире через дидактические игры («Узнай дерево по тени», «Подбери хвост», «Собери картинку»).
- Познакомить детей со схематичным изображением обобщающих понятий (деревья, цветы, животные, птицы, насекомые) на мнемоквадратах.
Развивающие
- Развивать познавательную активность детей.
- Формировать умение работать в группе.
- Развивать умение обобщать.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к красоте природы, животному и растительному миру.
- Вызывать желание оказывать помощь герою, друг другу.
Оборудование:
Кукла «Художник», теневой театр, силуэтные изображения деревьев для теневого театра, магнитная доска с фоном, аудиозапись «Птицы в лесу», компьютер, карточки с заданиями (разрезные картинки «Цветы»), дидактическая игра «Чей хвост?», картинки с изображением насекомых, сундучок, настольная лампа, мнемоквадраты.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: День необычный сегодня у нас
Гостей мы приветствовать рады сейчас.
Ребята, давайте поздороваемся. (Здравствуйте)
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?
Послушайте, какую сказку я вам расскажу (садимся на ковер).
- Воспитатель: в одной сказочной стране произошло необыкновенное происшествие. Жил был художник, вот он. Однажды он решил нарисовать лес. Он взял кисти, краски и принялся за работу. Лес получился замечательный. Повесил художник картину на стену, полюбовался на нее и отлучился. А когда вернулся, он увидел вместо леса одни лишь сухие стволы.
– Что такое? Почему так случилось? – удивился художник.
Ребята, давайте мы с вами поможем художнику понять, почему это произошло, и создать новую картину леса.
А вот и наша картина. Вы согласны? Тогда занимайте свои места.
- Воспитатель: Ребята, а что растет в лесу? (ответ: деревья)
Правильно, конечно деревья. А какие деревья вы знаете?
Я предлагаю вам узнать дерево по тени.
(ТЕНЕВОЙ ТЕАТР)- показ силуэтов деревьев (береза, ель, дуб).
Какое это дерево? Подойди … возьми березу и прикрепи на картину и т.д. Молодцы!
Ребята, у вас на столах лежат карточки, найдите карточку с изображением дерева.
Положите ее у себя на столе. (мнемоквадрат дерево)
Такой карточкой мы будем обозначать все деревья.
- Воспитатель: А что еще растет в лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Подскажи-ка мне дружок,
Кто имеет лепесток,
Стебелёк, листочки,
Разные …
Ответ: Цветочки
А какие цветы растут в лесу, вы назовете, если правильно составите картинку.
Разрезные картинки – ромашка, колокольчик, ландыш (Работа детей)
Какой цветок у тебя получился? (ответы детей)
А теперь найди свой цветок и прикрепи на картину.
Найдите такую карточку, на которой изображен цветок и положите ее рядом с карточкой, на которой изображено дерево. (мнемоквадрат цветок)
Обращение к художнику: Видишь художник, в лесу растут не только деревья, но и цветы.
Художник: Здорово, а я совсем забыл нарисовать цветы.
- Воспитатель: Ребята, а для кого лес является домом? Кто живет в лесу? (медведь, заяц, лиса, волк). Правильно, конечно.
5.Физкультминутка.
Как- то раз лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой – лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой- ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой – медведицей шел медвежонок, (Идут, переваливаясь с ноги на ногу)
За мамою- белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой – зайчихой – косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Руки в стороны и назад, как будто держат за руки).
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: Садитесь на места.
Дети, а звери хотят с вами поиграть в игру, которая называется «Отгадай, чей хвост?» Подбирают хвост к животному (работа в парах)
Воспитатель: У какого животного длинные хвосты (волк, лиса), а короткие (заяц, медведь)
Давайте мы наших животных тоже поместим на картину, в наш лес.
А теперь найдите такую карточку, на которой изображено животное.
Положите ее у себя на столе. (мнемоквадрат животное)
Обращение к художнику: Вот, художник в лесу еще животные живут.
- Звучит фонограмма пения птиц в лесу.
Воспитатель: Кто еще живет в лесу? (птицы)
Ребята, угадайте, что это за птица? (дятел, ворона, кукушка)
– включается аудиозапись птиц. (Дети угадывают)
Иди Катя (Саша и т. д.) посели дятла в лес.
А теперь найдите такую карточку, на которой изображена птица.
Положите ее у себя на столе. (мнемоквадрат птица)
Обращение к художнику. Вот, смотри художник, как стало весело в нашем лесу.
- Воспитатель: Ребята, кого–то еще не хватает на нашей картине.
Кто еще живет? Может кто-то догадался?
Я картинки положила в разноцветный сундучок.
Ну-ка, Катя (Саше и т. д.), загляни,
Достань картинку, назови.
Конечно, это насекомые.
- Возьмите последнюю карточку, положите ее у себя на столе (мнемоквадрат насекомые)
Воспитатель: Замечательная картина у вас получилась! А вам нравится?
А теперь расскажите художнику с помощью наших карточек, что же такое лес. А начните ваш рассказ со слов «Лес это-…»
Правильно. Молодцы. Вы сегодня помогли художнику понять, что такое лес.
Рефлексия.
Ребята, а, чтобы наша картина стала радостной и яркой, я помещу туда солнышко. А вы, если вам понравилось создавать новую картину, берите желтые лучики. Если вам было трудно, возьмите красные лучики.
Спасибо за внимание.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ