Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательской деятельности

0
1317

Коровина Ирина Иолиевна
Шапорова Ольга Михайловна
воспитатели
Дровникова Татьяна Анатольевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС№16 «Ивушка»

 

Познавательное развитие, как основа ФГОС предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.В настоящее время мы совершенствуем формы и методы работы с детьми в познавательном развитии посредством исследовательской деятельности.

Самостоятельная деятельность дошкольников реализовывалась в условиях созданной педагогами предметно – пространственной образовательной среды. В зависимости от вида деятельности педагогами использовались различные формы работы с детьми: проблемные ситуации, ТРИЗ технологии, мнемотехника.

В своей работе с детьми 4 – 5 лет педагоги использовали технологию проблемного обучения. Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению [2, с. 103]. Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей. Противоречие – основное звено проблемной ситуации, которые подбирали в соответствии с программой и временем года: «Как играть в песок, если нет совка?», «Как полить цветы без лейки?», «Как построить снеговик, если снега мало?» и др. Сказочные ситуации брали из знакомых ребятам сказок: «Как Маше не заблудиться в лесу», из стихотворений А. Барто «Как зайке не промокнуть под дождем?» и др.

Так же была проведена непосредственно образовательная деятельность «Хитрые семена», «Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Мы кормушки смастерили, птиц от голода спасли». В ходе организованной образовательной деятельности полученные знания закрепляются у детей при организации игр, досугов, прогулок и наблюдений.

С детьми 5-7 лет работа по формированию навыков попознавательному развитию посредством исследовательской деятельности усложняется, что позволяет внедрять в образовательную деятельность старших дошкольников такие современные методы работы как:

  • ТРИЗ технология.
Рекламное сообщение     

Длярасширения знаний детейпедагоги использовали методы разрешения проблемы, которые диктует ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – «моделирование маленькими человечками» (ММЧ), моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное) НОД «Великий невидимка. Немного о воздухе», «Секреты веселых человечков». Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по-разному(в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении). С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Теоретические знания подкреплялись опытно–экспериментальной работой, проводились опыты с воздухом, водой, с использованием метода ТРИЗ. Опыты проводятся как в НОД, так и в самостоятельной свободной деятельности.

Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.; дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.; пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.; стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое; ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.; воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и дополнительную мотивацию. Взрослый создает чувство внешней и внутренней безопасности, не высказывая отрицательнойоценки и критических замечаний, и ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданноерядом [1, с. 189].

Дополнительный материал

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

  • Мнемотехника

Большое внимание педагоги уделяют тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, для этого они использовали мнемотехнику.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» [3, с. 237].Использование мнемотаблиц в образовательной деятельности позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

В познавательном развитии приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при выполнении опытов, наблюдений. При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам.

Для того, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни педагогами совместно с детьми были составлены мнемотаблицы по временам года.

Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога отправиться в путешествие, поиграть в сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов.

Данная система работы даёт положительные результаты, у детей повышается уровень навыков в познавательном развитии.

Развивать познавательную активность детей следует именно на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя, открывает для себя «взрослые» законы через понятную ему деятельность [4, с. 98]. Задача педагогов – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Список литературы:

  1. Альтшуллер, Генрих Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 320 c.
  2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения./ В.В. Давыдов. – М.: Владос, 2010 – 240 с.
  3. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – Т.6. – 528 с.
  4. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. – Омск, 1997. – 148 с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь