Винникова Лидия Владимировна
музыкальный руководитель
Прокушева Ирина Юрьевна
Мелихова Дарья Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
Знакомство дошкольников с историей своего народа естественным образом легче проходит через знакомство с традициями проведения русских праздников. Ведь это не просто веселье, а вековая культурная практика приобщения подрастающего поколения к русским обычаям. Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
В нашем дошкольном учреждении при совместной подготовке воспитателей, музыкального руководителя, детей ежегодно для всех возрастных групп проводится праздник Масленица, как весёлое развлечение с непременным вкусным атрибутом – блинами. И дети воспринимают её именно так. А ведь у Масленицы есть и более глубокий смысл, традиции, поэтому мы считаем важным с детьми старшего дошкольного возраста провести знакомство с традициями Масленицы, обычаями каждого её дня. Организованно образовательная деятельность предполагает решение ряда задач:
- – закрепление знания символов и традиций празднования «Широкой Масленицы»;
- – знакомство детей с народными пословицами, поговорками, песнями;
- – развитие художественно – творческой деятельности путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
- – повышение социальной активности;
- – закрепление знания дней недели;
- – развитие внимания и наблюдательности;
- – развитие монологической речи, умения выражать свои мысли развёрнуто;
- – развитие интонационной выразительности речи;
- – создание доброжелательной атмосферы.
В течение недели в ходе организационно образовательной деятельности дети знакомились с каждым днём масленичной недели, который имел свое название: понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Посиделки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Прощеное воскресенье».
Для того, чтобы знакомство с традициями и культурой каждого дня было интересным, использовались просмотр и обсуждение презентаций («Изготовление чучела-масленицы», «Предметы народного быта»), мультфильма «Смешарики. Масленица», слушание русских народных наигрышей и песен про Масленицу, чтение художественно литературы: Т. Нуждиной «Блины», разучивание кричалок, потешек, песен о весне и масленице, прослушивание поговорок про масленицу, посещение оборудованного миниатюрного музея-уголка народного быта «Русская изба», вызывающий неподдельный интерес у детей и взрослых.
Итогом недельной работы и знакомства с праздником Масленицей старших дошкольников явилось выступление детей на мероприятие с музыкально-театральной композицией «Весёлая Масленица», в которой через музыкально-поэтическое творчество были раскрыты все дни и особенности масленичной недели.
Таким образом, дети больше узнали о русских народных традициях, что в конце зимы начало весны отмечают русский народный праздник Масленица, у них сформировались представления и эмоции о данном празднике, повысился познавательный интерес к русской культуре, ее обычаям, традициям, обрядам. Дети и педагоги получили эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица.
Список литературы:
- Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. М.: Центр педагогического образования,2007.- 5 с.
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В. Организация проектной деятельности в ДОО. М.: УЦ Перспектива, 2015.-215с.
- Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Детство-Пресс, 2016.-386с.
- Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках / М. Е. Сидорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 682-684.