ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИХ СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

0
663

Сухачева Евгения Николаевна
Гребенщикова Татьяна Егоровна
Галкина Светлана Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИХ СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование радостного, оптимистического отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период жизни.

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Одной из главных задач общественного дошкольного воспитания остается задача подготовки детей к переходу в школу. Передо мной стал вопрос: «Как лучше подготовить детей к школе?»

материалы в печатный сборник 

И вот почему. Чтобы школьная и жизненная биография моих будущих первоклассников сложилась наилучшим образом, им необходимо освоить способы творческого созидания. Если я не научу их любить все прекрасное, понимать мир искусства, пользоваться периодом раскрепащеннейшей фантазии; если не позабочусь о развитии стремления к творческому фантазированию; не открою ребенку возможность передавать свои чувства и настроения, эмоциональные состояния и переживания в символической и художественной форме, то, чем старше станет ребенок, тем дальше он будет от творчества. А без творчества жизнь теряет многие краски, без него человек не способен самореализоваться.

Поэтому так важна первая ступенька художественно-эстетического воспитания, которое закладывается именно в дошкольном возрасте. Не случайно психологи называют раннее детство «возрастом сказок». Это период самодеятельного творческого занятия искусством – сочинением стихов, сказок, песенок, рисованием, лепкой, актерским творчеством в ролевых играх. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца. Средствами искусства можно помочь ребенку скорее развить необходимые для школьной учебы качества: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имение первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушание взрослого и выполнение его инструкции, овладение необходимыми умениями и навыками, физическая развитость, овладение основными культурно-гигиеническими навыками.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом?»

Поэтому в моей работе используются различные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
  • метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
  • метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
  • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
  • метод разнообразной художественной практики;
  • метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания:

  • интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;
  • разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития;
  • подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности;
  • наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой комнате), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей среды, которая способствует:

  • эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;
  • физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
  • социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;
  • интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;
  • развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.

Список литературы.

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.
  4. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.
  5. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь