Апатенко Наталья Николаевна
педагог-психолог
Коротенко Елена Валериевна
старший воспитатель
Агеева Галина Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС №5 «Незабудка»
Старооскольского городского округа
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ИГРОВОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Понятие «эмпатия» включает в себя способность сопереживать, отзываться на чувства другого человека. Основными компонентами эмпатии являются умения распознавать эмоциональные состояния людей, ставить себя на их место в различных ситуациях.
Развитие эмпатии, чувства сопереживания, у детей дошкольного возраста является необходимым условием организации их совместной игровой деятельности. Данное условие направлено на положительное эмоциональное самочувствие ребенка в ситуациях общения со сверстниками. Но в игровом общении детей часто преобладает негативный характер: частые конфликты из-за распределения ролей и игрушек, неуступчивость, игнорирование отрицательного эмоционального состояния сверстника.
Для решения данной проблемы я использовала различные методы и приемы, но они оказались не эффективными. На помощь пришло игровое фантазирование, которое является увлекательной формой общения, как детей, так и взрослого и ребенка и может способствовать развитию эмпатии.
Поскольку игровое фантазирование является для детей новой деятельностью, в начале проведения этой деятельности большая активность в придумывании событий принадлежит взрослому. Я называю сюжетное событие и помогаю детям наполнить его содержанием, привлекая детей к небольшой помощи. По мере «вхождения» детей в процесс, намечаю новое игровое событие и помогаю детям придумать его содержание при помощи наводящих и подсказывающих вопросов, совместно выстраивая событийный блок.
Для детей в игровом фантазировании ценным является процесс создания нового сюжета как творческого продукта деятельности. Работа воображения проявляется преимущественно через общение участников в речевом плане, изобразительных действиях и выразительных движениях, поэтому процесс разворачивается вокруг какого – либо вымышленного персонажа. Образ не должен соотноситься ни с одним из знакомых детям героев сказок или мультфильмов. Он должен заинтересовать детей и открыть широкие возможности, как для придумывания, так и для освоения эмоционально – чувственного опыта.
Для того чтобы было легче активизировать эмоциональный и жизненный опыт детей тело персонажа видоизменяемо. Это обеспечивает возможность показывать выразительные движения. Глаза, брови и рот, выражающие основные эмоциональные состояния – радость, грусть, удивление, злость, страх легко прикрепляться к голове. Это дает возможность изменять мимику персонажа в соответствии с его чувствами, обусловленными сюжетными поворотами, и тем самым способствуют освоению умения распознавать эмоциональные состояния по мимике и выразительным движениям.
Началом данного процесса стало «оживление» героя: персонаж рассказывает детям, что он вовсе не простой, а сказочный, но вот беда – у него нет ни сказочного имени, ни сказки. Обращаю внимание детей на то, что персонажу очень грустно, у него грустные глаза, внутренние кончики бровей подняты вверх, а уголки губ опущены вниз.
Для того чтобы зафиксировать внимание детей на чужих проявлениях эмоций, помочь осознать связанные с ними внутренние ощущения, научить подражательно воспроизводить рисунок эмоции, в игровое фантазирование включаю игровые тренинги. Например, «грусть». Нам стало грустно: голова опустилась, руки расслаблены, висят вдоль тела, брови сдвинуты, уголки губ опущены, мы глубоко вздыхаем.
Предлагаю подумать о том, как можно помочь игрушке, какое ей придумать имя. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Так у нас появился Волшебный Цветок. Обращаем внимание детей на изменение настроения нашего персонажа: он доволен, рад, благодарит за помощь.
Мы довольны, что теперь у нашего персонажа есть имя – Волшебный Цветок.
В данной ситуации включаю игровой тренинг «удовольствие». Мы довольны, что теперь у нашего Волшебного Цветка есть имя. Мы улыбаемся, подмигиваем друг другу, мы рады, что смогли помочь Волшебному Цветку.
Затем ввожу другие персонажи как положительные, так и отрицательные. Отрицательным героем стал Злой Паук, который хотел навредить Волшебному Цветку.
Волшебный Цветок очень испугался Злого Паука, со всех сторон слышны таинственные и тревожные звуки.
В данной ситуации применяю игровой тренинг «страх». Мы сжались в комочек, застыли, брови подняты, глаза широко открыты, рот чуть приоткрыт, голова втянута в плечи, мы боимся вздохнуть, пошевелиться.
Ввожу положительного героя Бабушку Добрянушку, которая приходит на помощь и прогоняет Злого Паука.
Волшебный Цветок радуется.
В данной ситуации включаю игровой тренинг «радость». Мы довольны, что Бабушка Добрянушка спасла Волшебный Цветок. Мы улыбаемся, подмигиваем друг другу.
Для развития эмпатии включаю в игровое фантазирование не только игровые тренинги, но и ситуации, которые детьми проживают вместе с героями, помогают встать на их позиции. Также применяю способ совместного придумывания взрослым и детьми игровых событий.
Коллективное придумывание протекает гораздо интереснее, когда традиционную схему сказочного сюжета представляю детям наглядно – в виде карты сказочной страны. Карта схематически отражает отношение между сказочными объектами, позволяет запоминать события, воспроизводить придуманное.
Использование карты создает возможность пространственно – временного перемещения героя, помогает активизировать литературный сказочный опыт детей, необходимый для сочинения сюжета, помогает запоминать и воспроизводить уже придуманное.
Основное требование к сочинению сюжета – его соответствие традиционным сказочным канонам: помощь добрым героям, борьба со злыми силами, победа добра над злом. Например, Волшебный Цветок отправляется в Страну Вежливости, но, чтобы туда попасть, необходимо преодолеть много препятствий: преодолеть гору Неумейку, не попасть в замок Нерях, переплыть море Плакс мимо острова Грубиянов, пробраться через пустыню Хвастунов, не задержаться в городе Жадин, пройти мимо пещеры Врунишек, не попасть в город Капризуль. Хоть на пути нашего героя много препятствий, но ему поможет Бабушка Добрянушка. Вместе они преодолеют все трудности.
Накопление эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Для достижения положительного результата предлагаю детям рассказать дома о событиях и героях, совместно с родителями нарисовать их, сочинить другой вариант развития событий, изготовить подарок для Волшебного Цветка.
Выполнение таких заданий способствует закреплению эмоционально – чувственного опыта, приобретаемого детьми в детском саду, дальнейшему развитию игры.
Игровое фантазирование является длительным процессом. По моим наблюдениям оно оказывает положительное влияние на развитие эмпатии у детей, меняет характер общения между детьми в игровой деятельности: постепенно дети становятся более внимательны к замыслу сверстника, пытаются обратить внимание на его эмоции, уступать желаниям друг друга.
Список используемой литературы
- Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. – М., 1990.
- Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. – М., 1989.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев – Санкт-Петербург, 1993.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ