Полешко Наталья Вадимовна
воспитатель
МБДОУ д/с № 31, г.о. Кинешма
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
С давних времен на Руси существовали определенные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений. Этнопедагогика – это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Без использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности.
Основными средствами этнопедагогики являются: устное народное творчество; народные песни и праздники; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания.
Одним из видов устного народного творчества, используемого мною, являются сказки.
Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Наши дети с большим интересом слушают сказки, учатся следить за ходом событий в них, пересказывают понравившиеся моменты. Малышам нравится петь песенку колобка, говорить слова голосом персонажей сказки. А вечером дети любят представлять эти сказки с помощью театральных игрушек.
К формам устного народного творчества относятся потешки, песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки.
Они так же выполняют большие воспитательные и образовательные функции.
Одним из средств этнопедагогики являются народные праздники и обряды. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, я стараюсь привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания.
Одним из народных праздников, которые мы отмечаем в детском саду, являются Осенины. Этот праздник связан с приходом осени, с уборкой урожая, с трудом людей в осенний период. Зимний народный праздник – это Рождественские колядки. Здесь дети не только вволю веселятся, но и знакомятся с древним обрядом колядования. Дети с радостью не только разучивают праздничные песни, но и готовят подарки, сувениры своим родным и друзьям.
Один из любимых народных праздников в нашем детском саду – Масленница. Дети знакомятся с традицией этого праздника, который длится целую неделю, играют в народные игры, веселятся, угощаются блинами.
Знакомятся дети с весенними христианскими праздниками: Вербное воскресение и Пасха. К празднику Пасхи дети разучивают стихи, песни, знакомятся с историей и традициями этого праздника.
Торжественно и трогательно проходит в группе праздник «День семьи, любви и верности». Дети читают стихи о семье, рассказывают о своих родных, о традициях своей семьи. К этому дню дети изготавливают символ праздника – ромашку, которую позже дарят своим родителям.
Следующим средством этнопедагогики являются народные промыслы и декоративно-прикладное искусство.
На занятиях я знакомлю детей с разными видами прикладного творчества: хохлома, гжель, городец, дымка. С большим удовольствием дети рассматривают народные игрушки: матрешки, фигурки животных, людей. На рисовании дети с удовольствием изображают элементы орнаментов, цветы, придумывают самостоятельно узоры и украшают ими изображения матрешки, тарелки, закладки для книги. На занятиях по лепке, они создают фигурки в виде лошадок, оленей, лепят фигурки людей в стиле дымковской игрушки.
Еще одно средство этнопедагогики – народные игры и состязания.
Игры эти заставляют много двигаться, развивают смекалку, находчивость, ловкость, выносливость. Обычно они проводятся на свежем воздухе. Ни один день в нашей группе не обходится без таких игр. Дети с удовольствием играют в салки, прятки, жмурки, ловишки. Большую радость доставляют детям игры «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Карусели», «Удочка». Помимо физических качеств, народные игры способствуют развитию доброжелательного отношения друг к другу, чувству коллективизма, взаимопомощи.
Часто в нашей группе проходят выставки совместных работ родителей и детей, направленных на воспитание в детях любви к своей родине, к родному краю, к традициям и обрядам своего народа.
Таким образом, проводимая по этнокультурному воспитанию работа, поможет сформировать у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по – настоящему ценить свою Родину, ее традиции, если мы научим его этому.