Курьян Татьяна Валентиновна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В современных исследованиях (А. В. Красильниковой, В. К. Воробьевой) понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.
В связи с этим важной задачей коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие как познавательной, так и речевой активности.
Сейчас все больший контингент детей страдает различными речевыми расстройствами, а, следовательно, и низким уровнем речевой активности.
В настоящее время количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) значительно возросло.
Речь детей с ОНР характеризуется искажением звуков, невнятностью, замедленностью речи, наличием аграмматизмов, в связи с этим дети замкнуты, стесняются своего дефекта, с нежеланием идут на контакт. Это в свою очередь, напрямую задерживает и ограничивает развитие речевой активности. Данные факты обуславливают необходимость разработки методики коррекционного воздействия с целью повышения уровня речевой активности у детей с данной речевой патологией. На наш взгляд, наибольшей эффективности в развитии речевой активности у старших дошкольников с ОНР возможно добиться в процессе в процессе ознакомления с окружающим миром.
Например – ребенку предлагалось несколько сюжетных картинок следующего содержания: девочка вытирает парту тряпкой; девочка дает корм собаке; мама вынимает пирог из духовки.
Инструкция к заданию: «Составь предложение по этой картинке».
Также детям предлагалось поиграть в игру Дочки – матери. Ты будешь мамой, а кукла твоей дочкой, поиграй с ней». Целью данного задания было определение преобладания формы общения.
Предполагаемые действия: если у ребенка хорошо развита ситуативно – деловая форма общения то он без помощи создаст ситуацию, в которой будет переодевать, кормить, укладывать спать и ходить на прогулку с “дочкой”.
Данная методика развития речевой активности разрабатывалась на основе исследований Л. В. Красильниковой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Для эффективного развития речевой активности у старших дошкольников с ОНР в процессе ознакомления с окружающим миром, в структуру занятий были включены мероприятия направленные на формирование речевой активности.
Для обогащения словаря и формирования языковой оформленности высказывания мы использовали беседы и сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Описание работы с моделью на примере рассматривания персика.
Например – «Что нам помогает увидеть персик – его цвет, форму, величину? Правильно, глаза (помещается на табло карточку с изображением глаз). Мы посмотрели на персик и увидели, что оно… (оранжевого цвета). Найдите карточку, обозначающую оранжевый цвет, поставьте ее в этот карманчик и т.д.
После рассматривания предмета детям предлагается рассказать о нем.
Нами были использованы следующие приемы для развития речевой активности: создание речеактивизирующих ситуаций; упражнения на активизацию языкового оформления высказывания, создание условий для благоприятного протекания сенсомоторного уровня речи, расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов, беседы с детьми, описание предметов.
Дети рассуждают, высказывают предположения.
Список литературы:
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие/ В. К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учебное пособие/ В. К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006.
- Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6 – 7 лет: учебно – методическое пособие/ Л. В. Красильникова. – М., 2003.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ