Смирницкая Ольга Викторовна
воспитатель
МБДОУ д/с № 31 г.о.Кинешма
Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»
В настоящее время с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:
– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
– интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
– осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Исходя из условий выделяю четыре направления работы:
– изучение исторического прошлого России и русского народа. На занятиях дети узнают, откуда пошло название нашей родины; получают представление, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края.
По данному направлению в своей работе использую следующие альбомы: «Моя Родина – Россия», «Большая и малая Родина»; «Народы», «Традиционный русский костюм», «Природа родного края». Провожу беседы («Моя Родина», «Герб, флаг, гимн России» и т. д.).
– Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками, сказками. Знакомимся не только с русскими народными сказками, но и сказками народов мира.
– Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. Знакомлю детей с традиционными русскими праздниками, народными играми. Рассказываю детям о празднике Покрова, Пасхи. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, о празднике Масленицы. Знакомимся с приметами приближения весны, с обрядами и традициями русского народа.
– Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками: филимоновскими свистульками, дымковской игрушкой, матрешками.
– организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду.
– организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);
– занятия по интересам;
– организация выставок детского творчества.
На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомлю детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Играем в такие игры как «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры проходит через театрализованную деятельность.
Театрализованная игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Стараюсь, как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера.
Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.