Марина Викторовна Короткова,
психолог, учитель-дефектолог,
МДОУ д/с № 65 “Калинка”
г. Волжский, Волгоградская область
Сегодня, в современном мире очень много всего, что по праву можно назвать арт-терапевтическими техниками, и это, на самом деле, здорово, потому что есть большой выбор и простор для творческой мысли, помогающей развивать ребенка. Наверное, я буду не оригинальна, если заговорю о песочной терапии, но все-таки, хотелось бы поделиться своим опытом работы, связанным с цветным песком и его влиянием на детей со сложной структурой дефекта.
Мои воспитанники – очень интересные дети, некоторые из них открыты миру так, как даже представить себе невозможно, смотрят на тебя своими большими глазами, любят, доверяют, и рады все впитывать, что ты несешь им, но в силу своих интеллектуальных, двигательных возможностей – не могут справиться с тем или иным материалом. Другие, могли бы, но дефицит внимания, эмоциональная неустойчивость, иные проблемы эмоционально-волевой сферы – мешают двигаться ребенку вперед.
Найти что то, что помогало бы заинтересовывать, мотивировать, было бы доступным и познавательным – очень нелегко, а в группе разновозрастной и разноуровневой по развитию психических процессов, – детей очень сложно объединять в подгрупповую работу, которая в свою очередь является необходимым элементом, развивающим коммуникативный навык, а, следовательно, благотворно влияет и на развитие речи.
Песок в данной ситуации, безупречно подходит для наших занятий. И я хотела бы остановиться подробнее не на песочницах и световых столах, а на цветном песке и вариантах работы с ним, касаемо детей со сложной структурой дефекта.
Почему же цветной песок? Яркие цвета, крупная и средняя фракция, – позволяют пересыпать его из рук в руки, коробочки, тарелочки, засыпать им предметы, декоративные фигурки, наполнять формочки, просто играть и растирать ладошками и пальцами, рисовать на подносе, столе, линолеуме, – и при этом любоваться, наслаждаться; восхищаться цветом и запоминать; засыпать формы и учить фигуры; прикасаться вновь и вновь руками и развивать моторику; фантазировать, развивать творческие способности, воображение и при этом получать положительный результат, повышая самооценку, радуясь, лишая себя тревоги и напряжения, что позитивно влияет и на прорыв речи, и на познание окружающего мира.
Работу с цветным песком я включаю как элементы в занятия по развитию представлений об окружающем мире, развитию речи, театрализованной игры или игры с природным материалом и образными игрушками. Здесь действия происходят в разрезе лексических тем. Например, если изучаемым материалом недели являются дикие животные, то мы с ребятами, непременно, покормим зверушек из цветных мисок, насыпая в цвет – песок, расставим зверей и засыплем на подносе для них дорожки, по этим дорожкам потопчемся пальчиками и оставим, характерные зверушкам, следы.
Детям очень нравится это делать, никогда не встречала в таких ситуациях протест, отрицание, негатив, отказ от деятельности. Самое ценное, что в этот момент, можно ненавязчиво обучать, и уже через пару дней, основная масса группы – отличит медведя от волка, и покажут, кто из наших зверушек живет в норе, кому пушистых хвост помогает заметать следы, а чей хвост самый коротенький; ну а кто то, впервые скажет «топ-топ» или «прыг-скок», что очень ценно. И если даже не случится ничего из описанного, потому как в группах со сложной структурой дефекта бывают дети с разным уровнем интеллектуальной недостаточности и эмоциональными расстройствами, в любом случае, воспитанник останется в выигрыше, потому как задействована мелкая моторика, тактильные ощущения, появляется желание экспериментировать с песком.
А значит, имеет место быть и свободная форма рисование песком на подносе, под музыку, песенку педагога, или просто, в тишине, можно «рука в руке», ребенок получает новые тактильные ощущения, эмоции, учится доверять взрослому, снимает, «заземляет» напряжение дня.
Эксперименты могут и усложнятся, кто сказал, что песком нельзя рисовать или перемешивать, запретов с этим материалом не существует, разве только что, на вкус пробовать не желательно. А попробуйте на подносе, на небольшом расстоянии руки от поверхности, с кулачка насыпать горстку желтого песка, а сверху, внутрь, к примеру, синего или оранжевого, проведите полоски пальцем руки из серединки композиции, или чуть дальше, к краям и получится роскошный цветок, или еще что то, что привидится вам и вашим деткам, это в любом случае, беспроигрышно красиво, продуктивно.
И интересно наблюдать за совместной работой детей, или ребенка и педагога, родителя – на одной территории, запускается процесс само коррекции некоторых моментов касаемо поведения ребенка, показательно в плане взаимоотношений со сверстником и взрослым.
Цветной песок вырывается фонтаном и в нашу индивидуальную работу с детьми, здесь он может стать не только элементом, фрагментом занятия, а цельной базой, основой, и можно сказать, платформой развития. Всё те же несложные приемы, и мы отрабатываем всё касаемо сенсорных эталонов. С речевыми детьми обогащаем словарь словами-противоположностями, размещаем узоры на подносе, пользуясь опорными схемами на листе бумаги (цветными, черно-белыми), простор для вашей фантазии, и начинает работать мышление, развивается плоскостное восприятие предметов, ориентировка в пространстве и на плоскости, и все с тем же эффектом приятных ощущений, яркости, желания работать и экспериментировать.
А чтоб было еще интересней и результативней, я стала делать простые лабиринты и дорожки, включая их в сюжеты: «ежик ищет грибочек, машинка везет Настю к сладкому домику, Миша в автобусе отправился в лес», каждый маршрут мы покрываем двухсторонним скотчем, на него отлично липнет и ровно ложится песок, сколько бы его не насыпал, стряхнул, и получилась ровная аккуратная дорожка. Таким способом я стала покрывать листы картона и изготовлять для детей свои трафареты и силуэты, животных, посуды, растений и т.д. А это уже новые горизонты, и решение новых задач.
Ниже я предлагаю посмотреть несколько фотографий, на которых отображены фрагменты нашей с детьми работы.
А свою статью я бы хотела закончить отрывком из стихотворения собственного сочинения:
А я, опять, взгляну в глаза Серёжи,
И Настю обниму, чтоб сгинула тоска,
Пусть пробежит тепло по вашей коже!
А мне не сложно принести песка!!
[…] […]